50 гривен ежедневно тратит киевлянин Евгений Гвоздев, 80 лет, на корм голубям и собакам. Час-два каждое утро проводит под аркой "Дружбы народов" в центре города, где к нему слетаются почти 300 птиц.
Евгений Гвоздев в клетчатой теплой куртке с пакетом перловой крупы сидит на пластиковом стуле. Его широкополая шляпа в следах голубиных лап. Птицы обсели плечи, руки, колени. Несколько садятся на прохожих.
— Я здесь 20 лет, — говорит по-русски.
— Врачи советовали дышать свежим воздухом. Мой крестник, художник Юра говорит: "Что ты бездельничаешь? Возьми мои картины и продавай". Люди привыкли, что называю часто его имя — Юрий Иванович, и меня стали так звать. С тех пор у меня два имени.
— Герда, перестань, — обращается к собаке, которая тычется носом в ладонь. — Кормлю этих троих, — показывает еще на двух свернувшихся калачиками собак. — Еще у меня возле ресторана "Зозуля" есть группа из 12 собачек. Покупаю им три килограмма дешевых мясных обрезков на базаре. Птицам беру 15 килограммов перловой крупы по 2,5 гривны. Подсолнечные семечки очень дорогие.
Все считают меня ненормальным. Всю пенсию — 1500 гривен — отдаю голубям. Продал из дома швейную машинку, микроскоп, который из Германии привез, телескоп. А потом отдал последнее — золотые коронки, которые в госпитале в Польше поставили. 24 грамма золота голуби "съели" за зиму. Грамм оставил себе на память.
Во рту Евгения Викторовича одни пни.
— Я всех птиц знаю в лицо. Это — Чубарик. Он всегда сидит на руке и слушает, что я рассказываю. Это — Беляночка, она любит забирать корм у других. Был Орел, он уже умер. Называл так, потому что не прятался от коршуна, как другие. Летом птицы на себя зарабатывают. Сейчас, когда холодно, посетителей почти нет. Иностранцы, бывает, по 200 гривен дают. Особенно раскошеливаются, когда видят, как голуби выполняют мои команды.
— Ребята, ко мне! — командует. Птицы слетаются отовсюду. Ссорятся, кому ближе сесть к лицу. — В Библии сказано: когда Бог благословил Иисуса, он послал ему Святого духа в виде голубя.
Дочь Евгения Викторовича — Ружена умерла в 52 года от рака. Вторая дочь — Роксолана живет в Варшаве.
Он мне не муж. Это идиот, которого я знать не хочу
— У меня часто спрашивают, что будет с голубями, когда я умру. Отвечаю: я — вечный. Живу в квартире в центре города. У меня там 12–15 голубей. Приносил раненых и лечил. Они остались: хотя и открытое окно — не вылетают. А полтора года тому назад здесь убили собачку. У нее было девять щенков. Я их всех забрал, выкормил, шестерых раздал. А трое спят со мной. Ложатся и греют. Жена махнула на меня рукой. Сказала: "Если тебя где-то прибьют, я буду рада. Тогда оставишь меня в покое".Звоним 73-летней Тамиле Валентиновне. Услышав, что речь идет о Евгении Викторовиче, она повышает голос:
— Он мне не муж. Это идиот, которого я знать не хочу, — кладет трубку.
Евгений Гвоздев говорит, что работал актером на студии им. Довженко. Снялся в более 40 лентах. Играл в фильме "Когда разводят мосты" с Леонидом Быковым.
— В 1953-ем шел по родному Харькову. На улице встречаю Быкова. Он в Харькове заканчивал актерский факультет. Говорю: "Что-то мне знакомо ваше лицо". Он стушевался: "Бывает". Шли, разговорились. Понял, что видел его на сцене нашего театра. Он играл в спектакле против мещанства. Помню, мебель новую привезли, так он ее зубами грыз. Сказал мне: "Поступай на артиста. Вижу, у тебя данные". Привел в театральный институт. Я прошел три тура и поступил.
Гвоздев направляется домой. Голуби провожают его к трамвайной остановке.
— Наверное, Божий человек, — озирается священник в рясе.
У Сергея Кивалова лиса загрызла 12 голубей
Нардеп-"регионал" 55-летний Сергей Кивалов держит в загородном доме в голубятне 14 птиц.
— Захожу к ним, здороваюсь. Говорю: голубочки мои, — рассказывает "ГПУ". — Свищу, хлопаю в ладони. Держу так, чтобы их лапки были между моими пальцами. Голубям так комфортно, они начинают воркотать. У меня несколько пород: павлин, вернун, американский сизый, индийский. Вернуны самые лучшие: они взлетают высоко и камнем падают вниз, переворачиваясь через голову. Бывало, что разбивались, но у меня, слава Богу, нет. Друг из Одессы Александр Куприянов подарил четырех, они размножились. В прошлом году в голубятню залезла лиса, задавила 12 птиц. Я ее выпустил на волю.
Разводит голубей и лидер "регионалов". У его пернатых на лапках есть кольца с именем хозяина: "Виктор Федорович Янукович". Иногда их ловят и продают на столичной Куреневке по 50 грн.
Голубей держали советские политики Никита Хрущев, Леонид Брежнев. Владимир Щербицкий, первый секретарь ЦК КПУ, запретил милиционерам гонять этих птиц. Над его могилой до сих пор выпускают голубей. Этот ритуал выполняют над местом погребения всех голубятников.
Бывший чемпион мира боксер 43-летний Майк Тайсон построил в своем имении голубятню с кондиционером, вентиляцией и системой отопления для 350 птиц. Соседи пожаловались власти, что устали отмывать машины и дома от последа. Майк уменьшил количество пернатых до 40. В детстве соседи подожгли его голубятню, одной птице оторвали голову. С тех пор Тайсон увлекся боксом.
Два года тому назад на личном самолете Майк прилетел в Одессу к Александру Куприянову, приятелю Кивалова. Тот подарил ему пару редких голубей, которых не было в Америке.
Комментарии
7