среда, 28 августа 2013 07:15

"Была бы моложе, уехала бы отсюда. Здесь ничего не будет"

Автор: Фото: Ольга КАМЕНЕВА
 

На интервью с дочерью ученого покойного знаменитого кардиохирурга Николая Амосова - Екатериной Амосовой приходим заблаговременно. Ее кабинет с табличкой "Член-корреспондент АМН Украины, доктор медицинских наук, профессор. Заведующая кафедры госпитальной терапии №1 Национального медуниверситета имени академика А.А. Богомольца" столичной Александровской клинической больницы открыт.

- Она уже едет, просила подождать, - медсестра приглашает внутрь.

За большим столом - высокое кресло с развернутым на всю спинку выутюженным белым халатом. На столешнице стоят два стетоскопа, картонная коробочка с кардиограммами, бумаги. На одном из окон в вазе - белые розы с зеленоватым оттенком. На другом в вазоне - орхидея без цветов.

57-летняя Екатерина Николаевна стремительно появляется в кабинете в брючном костюме по фигуре, лакированных черных ботинках. Из соседней комнаты выносит пол-литровую бутылку "Моршинской". В приоткрытые двери видно целый ящик такой. Садится на халат, смотрит в сторону сквозь стильные очки. Разговаривает на русском:

- Давайте работать.

Как оно - быть дочерью знаменитого человека?

- То, что отца все знают, осознала где-то в первом классе. Его узнавали в кино, в магазинах, относились очень тепло. Думаю, это отца питало, - рассказывает, положив руки на стол. На запястье- несколько тоненьких браслетов. - Я тоже известную фамилию пыталась нести достойно. В школе старалась иметь балл в запасе и училась на "шесть". И работаю всегда "с запасом". Чтобы никто не сказал, что Амосова получила что-то незаслуженно.

- Слышала, что отец научил вас читать в 3 года.

- Да нет, мне было, наверное, 5. Отец всю жизнь страдал бессонницей. А я была жаворонком, вставала где-то в шесть утра. И до завтрака папа учил меня читать. Сказок не признавал. Да и мне не хотелось. Я их не читала и куклами не игралась. Мы начали с рассказов о животных Сетона Томпсона и "Маугли" Киплинга. Вместе учили английский язык. Когда бывали командировки за границу, папа на 10 долларов суточных умудрялся накупить целую кучу книг на английском языке в букинистических магазинах. Их там продавали на килограммы. Папа ценил книги, а вот другая собственность его отягощала. О материальных вещах часто говорил: "Так много человеку не надо". Имел два или три костюма, отечественных, которые покупал в ЦУМе. Продал машину, когда я еще была маленькой. Потому что машина - это гараж, техосмотр.

Государство должно было предоставить ему служебную машину?

- Когда отцу было за 70, его клиника сердечно-сосудистой хирургии, которая была подчинена Институту туберкулеза и грудной хирургии, стала масштабной. Сотрудники начали говорить: "Давайте сделаем Институт сердечно-сосудистой хирургии". Отец пошел к Щербицкому (Владимир Щербицкий - первый секретарь ЦК Компартии Украины в 1970-1980 годах. - "ГПУ"). Тот пообещал: "Откроем, если вы будете директором". И отец на несколько лет возглавил институт, ему предоставили директорскую машину. Летом жил в поселке Клавдиево в 50 километрах от Киева. Он минут 20 шел пешком к вокзалу, потом ехал 45 минут на электричке. И только там его забирала машина и везла в институт. А когда жил в Киеве, ездил в общественном транспорте или ходил пешком.

Откладывал деньги на кардиостимулятор. Первый ему поставили в 1984 году - это был подарок от компании-производителя. Папа знал, что источник питания через несколько лет надо будет заменить. Насобирал 18 тысяч долларов - откладывал стипендию, которую получал от Джорджа Сороса (американский финансист, $300 млн ежегодно тратит на благотворительность. - "ГПУ"). И если бы город Киев и господин Омельченко, мэром которого он был, не оплатили операцию в Германии, отец сделал бы это сам. Дней бы на пять пребывания в больнице хватило.

Если бы попросил у государства, может, и дали бы?

- Наверное. Но одно из папиных любимых высказываний, из Михаила Булгакова: "Никогда ничего не просите". Маму утром не будил, сам завтрак готовил. Пришивал пуговицы, что-то из одежды укорачивал. У него было еще более простое высказывание: "Не одалживайся".

Говорю, что выйду на минуту в туалет.

- А у нас туалета нет, только для персонала и госпитализированных больных, - смеется Екатерина Николаевна. - Это же больница для бедных. Несколько первых анализов и стартовый набор из постельного белья, перчаток, перевязочного материала и стерильного белья для операций - бесплатно. А 90 процентов лекарств покупают родственники.

Как и везде?

- Да нет, наверное, немного хуже. И в последние годы еще хуже. Государство давно бросило своих граждан. Я не ностальгирую по СССР, но тогда только несколько лидеров лечились в "Феофании". А подавляющее большинство начальства, состоятельные люди - в обычных больницах. Таких, как наша. Они понимали: их сюда тоже могут привезти, потому надо вкладывать деньги, чтобы была приличная больница. А после того, как Украина стала независимой, власть знает, что будет лечиться за рубежом или в частной медицине. На нас "положили".

Становится очень грустно, что страна наша без будущего, к сожалению. Была бы моложе, уехала бы отсюда. Здесь ничего не будет.

А отца сманивали на работу за границу?

- Тогда был железный занавес. Его в партию звали, в КГБ пытались вербовать. Он отказался. Повезло, что даже в Верховном Совете нужен был какой-то процент беспартийных. И он занял эту нишу. Его выбирали много лет. Он выступал на грани фола, но палку не перегибал. Не пошел в лагеря, как Левко Лукьяненко, потому что был фанатом своего дела и не хотел потерять работу из-за высказываний.

Вы живете в родительской квартире?

- Нет. Я бы не смогла там жить. Там пару лет жила мама, потом мы ее забрали к нам. Квартира простояла четыре года, все осыпалось, и мы ее продали.

В декабре будет 100 лет со дня рождения отца. Будете отмечать?

- Во-первых, ЮНЕСКО объявил 2013-й - годом Амосова. Во-вторых, есть постановление Верховной Рады о праздновании. Сейчас Киевская городская ассоциация хирургов и кардиологов и наша семья начали финансирование документального фильма об отце. Режиссер Сергей Лысенко написал письмо Министерству культуры, чтобы поддержали. Министр нас не принял, и слава Богу. Сделаем без участия государства и покажем без него.

Николай Михайлович говорил, что вы в студенческие годы не имели широкого кругозора. Интересовались только медициной. С годами что-то изменилось?

- К сожалению, нет. Я увлекаюсь преимущественно работой. Курить - не курю, выпить никакого удовольствия, - улыбается. - Не люблю готовить, не фанат музыки или театра. Хобби не имею.

А любимое место отдыха?

- С этим тоже не складывается. Через три дня отдыха впадаю в депрессию и хочу работать.

Вы модно одеты.

- Мне это интересно. В этом есть определенное самовыражение, есть куда приложить мозги. Когда была молода совсем, себе не нравилась. Папа говорил: "Вы с мамой - два цилиндра. У вас фигуры женской нет". Это не способствовало улучшению самооценки. Потом комплексы переборола, и меня попустило. Материальная возможность покупать многое из того, что хочется, появилась лет 10 тому назад. Грешная я, - смеется. - Папа не одобрил бы моих мещанских замашек.

Выходим. На столе остаются две пустые бутылки из-под "Моршинской".

4 кота имеет дома Екатерина Амосова. Ее отец держал собак. "Кот больше любит дом, чем хозяев. Эти животные более эгоистичны и не цепляют так душевно, как собаки. Думала, потерю кота буду переживать меньше, чем смерть собаки. Но пришлось год назад усыпить кота. До сих пор не могу быть в той комнате, где он умер".

15 лет не загорает

Меню Екатерины Амосовой состоит из моцареллы, 4% творога, вареной говядины, слоеных салатов, капусты и фруктов. Ежедневно выпивает 1,5 л негазированной воды. Сахара не употребляет 20 лет, не загорает - 15. Чтобы держать вес, занимается степ-аэробикой. Курить бросила, говорит, лет в 40.

Ее муж - младший на год Владимир Мишалов - профессор, заведующий кафедрой хирургии института, где работает Екатерина Николаевна.

Имеют дочку Анну.

Сейчас вы читаете новость «"Была бы моложе, уехала бы отсюда. Здесь ничего не будет"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

195

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть