- Веломобили - самая необходимая вещь в мире. На них можно перевозит грузы, кататься и даже плавать, - говорит киевлянин 75-летний Владимир Халабурда. Он 35 лет конструирует веломобили.
С Владимиром Романовичем встречаемся около гаражей возле его дома. Он сидит на детском стуле около зеленого веломобиля "Телец". Маслом смазывает трос около педали.
- Всю жизнь катался на велосипеде. В 2 года я упал. Нога согнулась под прямым углом и не разгибалась. В 14 лет начала пухнуть. Врачи сказали, что ногу надо отрезать, потому что может начаться гангрена. После этого известия всю ночь не мог заснуть, начал разрабатывать ногу. Под утро что-то в колене хрустнуло, и нога разогнулась. Закричал от радости и боли. В школу пошел без костылей, хоть нога ужасно болела. После того к врачам не обращался. Попросил маму купить велосипед и стал тренировать ногу. Ежедневно ездил по 10 километров, а ночью заснуть не мог от боли. Велосипеды менял ежегодно, потому что предыдущие ломались. В 45 лет за 12 дней проехал 2 тысячи километров по маршруту Киев - Ялта - Таганрог. От переохлаждения получил воспаление предстательной железы. Врачи сказали, чтобы забыл о велосипеде. Решил, что пришло время пересаживаться на веломобиль.
Владимир Романович надевает трос на шатун. Прокручивает педаль.
- На работе ребята подсунули статью об одном конструкторе из Харькова. Он жаловался, что ему гаишники не позволяют ездить на веломобиле. Я посмеялся: "А у меня есть права на мотоцикл. Мне точно не запретят". Вечером пришел домой и начал мастерить свой первый веломобиль. За основу взял коляску от старого мотоцикла "Ява". Разрезал на четыре части, чтобы корпус был просторнее. Промежутки заполнил пластиком. Кабинку сделал с откидным верхом, который сшил из парашютной ткани. Мучился над ним год. Теперь веломобили делаю быстрее. Достаточно просидеть в гараже голодным трое суток, и веломобиль готов.
Выносит из гаража фотографии первого веломобиля. Он зеленый, длиной 4 м.
- На нем решил поехать к родственникам в Чернигов. За Киевом под колеса попал кирпич. Меня повело в сторону. Легковой автомобиль, который ехал сзади, не успел остановиться и въехал в меня. Он удара мне разбило всю ключицу. Но я боли не чувствовал, начал собирать запчасти от своего веломобиля. Милиционеры надо мной смеялись: "Ты лучше бы себя собрал". После того начал делать переднее колесо ведущим, теперь моим веломобилям не страшно никакое столкновение.
Вывозит из гаража желтый веломобиль. На переднее сидение сажает внучку 3-летнюю Олесю.
- Веломобилем даже дети могут управлять. Гаишники раньше постоянно останавливали, просили разрешения посидеть за рулем. Теперь они меня знают. Когда проезжаю мимо, приветствуют снимая фуражки. За жизнь сделал 50 веломобилей. Один хотели у меня купить. Предложили 300 долларов. Я отказался: "Здесь одно колесо стоит тысячу гривен".
Веломобили разгоняются до 90 км/час.
- Я так быстро не гоняю. Мне достаточно 40-50 километров. В день спокойно могу проехать 150 километров.
До пенсии Владимир Халабурда работал электриком. Теперь подрабатывает на столичной площади Независимость - рисует портреты на заказ.
Живет сам. С женой развелся 15 лет тому назад. Имеет сына и дочку.
- С сыном не общаюсь, потому что он курит, а я дыма терпеть не могу. Сказал ему: "Бросишь курить, вот тогда ко мне придешь".
Комментарии
1