
- Хотел заняться бизнесом, чтобы работать на себя, - рассказывает 25-летний Владислав Загородний из Черкасс. Он начал выращивать грибы-вешенки. Но дело не дало ожидаемой прибыли.
Первой моей ошибкой было то, что поверил бизнес-планам в интернете. Там было все очень оптимистично представлено. Купил технологию выращивания грибов с минимальными вложениями. Это был диск и книга, где описано, как из подручных средств создать условия для роста грибов, - говорит Владислав. - А надо было поговорить с грибниками, чтобы узнать, насколько такие расчеты являются реальными.
Загородний ради собственного дела бросил работу в банке. Жена взяла отпуск, чтобы помогать. В бизнес супруги вложили все сбережения - 10 тыс. грн.
Взяли в аренду половину заброшенной страусиной фермы в селе в 17 километрах от Черкасс, платили 1250 гривен в месяц. Более четырех недель потратили на переоснащение помещения под цех для выращивания грибов.
- Теперь понимаю, что надо было попробовать грибоводство на микроуровне - в своем гараже или в деревне у бабушки. Тогда было бы на практике понятно, сколько растут грибы, какие могут возникнуть трудности. Потому что мы потратились на вентиляцию помещения, солому, мешки, электроэнергию. А потом оказалось, что урожай грибов наполовину меньше, чем рассчитывали. По бизнес-плану один мешок должен был давать 2-3 килограмма грибов, а на практике - 0,7-1,5.
Пара также не учла сезонного фактора. Начали заниматься грибами в конце лета. Осенью пришлось утеплять помещение, устанавливать систему отопления. Свернули бизнес после первого урожая.
- Когда занялись собственным делом, месячные расходы выросли вдвое, - говорит Владислав. - Больше пришлось тратить на телефон, бензин, потому что ежедневно ездил по 30-50 километров. Этого мы тоже не учли.
- Распространенная ошибка начинающих бизнесменов - вкладывать в собственное дело заемные или кредитные средства, - считает 40-летний Александр Охрименко, руководитель Украинского аналитического центра.
К не своим деньгам обычно более небрежное отношение. Их тратить легче, потому что эти средства дали, а не заработал. К тому же в начале бизнеса есть много непредвиденных расходов, а за банковский кредит еще и проценты надо платить, - говорит Охрименко. - Предприниматель из Черкасс решил выращивать уток. Занял деньги в банке и купил птицеферму. Но так похозяйствовал, что не смог платить по кредиту. За год работы он заработал меньше денег, чем получал, работая менеджером по продажам. Затем отдал птицеферму банку. Но ее стоимость не покрыла всего долга. Предприниматель начал скрываться от банковских работников.
Собственное дело должно быть связано с той сферой, в которой у предпринимателя есть опыт.
Иначе будет много неприятных сюрпризов. Один банкир взялся за создание строительной фирмы. Хотя совсем не имел представления об этой сфере. Не помогли наладить дело даже миллионы гривен. Никогда не верьте бизнес-планам. Их пишут теоретики. Они никогда не командовали людьми, не знают, кто такой бригадир, прораб, рабочие никогда не посылали их на три буквы. Зато в их планах много пунктов о корпоративном духе, боязни работников потерять рабочее место. Умные бизнесмены перед началом собственного дела пишут два бизнес-плана - пессимистический и оптимистический. Оптимистичный план сжигают. Если пессимистический вариант показывает какую-то прибыль, то можно браться за дело.
Надо разработать образ клиента
- Прежде чем начинать собственное дело, выпишите в блокнот 10-15 желаемых бизнесов. Выберите тот, о котором вам что-то известно, где могут помочь знакомства, - рассказывает 27-летний Михаил Дашкиев, российский бизнесмен. Проводит тренинги для начинающих предпринимателей.
Советует не выбирать сезонный бизнес и не ориентироваться на покупателей из одного населенного пункта.
Услуги или товары должны быть актуальными целый год для жителей всей Украины. Но при этом предприниматель должен разработать образ своего клиента. Затем под него подстроить свои услуги.
Самая большая ошибка предпринимателей - пренебрежение клиентами.
- Предприниматели теряют деньги, потому что не отвечают на звонки, - говорит Дашкиев. - Не взяв четыре-пять раз за день трубку, компания, устанавливающая окна, теряет 20 процентов прибыли и 6 процентов клиентов.
Комментарии