С 2014 года Национальный банк признал неплатежеспособными 67 банков. 70% из них могли бы работать до сих пор, считает советник президента Ассоциации украинских банков Алексей Кущ, 41 год
- Формально Нацбанк все делает правильно: контролирует, чтобы банки соблюдали нормативы, имели прозрачную структуру собственности, получали прибыль. Но возникает впечатление, что чиновники живут на другой планете. О какой прибыли банков можно говорить, если около 60 процентов украинских предприятий - убыточные?
Какие последствия "шоковой терапии" Нацбанка?
- Пострадали малые и средние банки. Хоть эти финучреждения больше приспособлены к работе во время кризиса: не имели больших сетей отделений, не выдавали много потребительских и ипотечных кредитов. Работали с малым и средним бизнесом. Нуждались в небольшой поддержке от Нацбанка.
Такие финучреждения обвиняли, что они спекулируют на курсе валют, отмывают деньги. После "шоковой терапии" Нацбанка их почти не осталось. И что мы видим? Черный рынок валюты вырос в несколько раз и почти поглотил официальный. Площадки по отмыванию денег даже увеличили мощность.
Чего ожидать до конца года?
- Закроется еще десяток больших банков. Их банкротство навредит экономике. Требования, которые сейчас предъявляют к банкам, подходят для европейских стран. В Украине гривна обесценилась почти в три раза, инфляция достигала 49 процентов, упало производство, уменьшились доходы населения. В современном мире применяют другие стандарты регуляции. Например, стандарт "Базель-IV" больше регулирует не размер капитала, а его качество. Но такая регуляция невыгодна большим банкам, потому что у них с этим не все в порядке.
Сколько денег пропало в банках-банкротах?
- Около 100 миллиардов гривен потеряли физические лица. Это депозиты, на которых люди хранили более 200 тысяч гривен. 15-20 миллиардов - средства местного самоуправления. Плюс потери акционеров банков. В целом - около 200 миллиардов гривен.
Признание неплатежеспособным банка "Хрещатик" кажется искусственным. НБУ заявил, что за неделю оттуда вывели деньги крупных клиентов.
- Нельзя быть немного коммунальным банком. "Хрещатик" ассоциировался с киевской городской властью, там обслуживались коммунальные предприятия. Но мэрия владела только 25 процентами акций. Не могла назначать руководство, формировать политику банка. После его банкротства идут взаимные обвинения. Каждый выдвигает свою версию: руководство финучреждения, акционеры, городская власть, Нацбанк. Ответ должно дать расследование. Надо проанализировать, кто выводил деньги. Опросить клиентов, почему они это делали. Банкротство "Хрещатика" не было выгодно ни акционерам, ни Нацбанку.
Коммерческих банков стало меньше, а позиции госбанков за два года наоборот укрепились. Так будет и дальше?
- Конкуренция между банками с частным и государственным капиталом увеличивается. В прошлом году на поддержку последних из бюджета потратили более 20 миллиардов гривен. Переводят туда обслуживание бюджетников. Немало людей по привычке платят в государственных банках за коммуналку, в отделениях невероятные очереди. В коммерческом финучреждении уже придумали бы, как решить эту проблему. Государственные банки работают хуже, потому что не имеют стимулов для развития. Они знают, что их никто не закроет. Продавать их сейчас нельзя, потому что получим минимальную цену. Лучше отдать в управление какой-то западной финансовой группе.
Как чувствуют себя российские банки в Украине?
- Европейские банки стремятся уйти от нас. Российские же увеличили присутствие за прошлый год.
Массовое банкротство финучреждений повлияло на качество услуг?
- Банки меньше внедряют новые технологии. Объем операций упал. Люди не берут кредиты, не размещают депозиты. Карточки используют, только, чтобы снять наличные.
Сколько банков нужно стране?
- 50-60 больших, которые работают на международных рынках. И несколько сотен местных банков: коммунальных, кооперативных, фермерских. Таким финучреждениям надо запретить операции с золотом, ценными бумагами. Пусть занимаются кредитами, депозитами и расчетно-кассовым обслуживанием. Стоит позволить им иметь меньший уставный капитал - где-то 100 миллионов гривен. Например, возьмем Черкассы. Город не сможет создать коммунальный банк с уставным капиталом в 500 миллионов гривен, как того требует Нацбанк. Поэтому сегодня местные руководители должны ехать в Киев, чтобы просить кредиты на ремонт канализации. Отдавать в залог трамвайные рельсы, здание театра или филармонии. Также постоянно приходится спасать городские деньги в учреждениях-банкротах.
Комментарии