— Сено и полено — две главных проблемы мужчины на селе. Травы за лето вдоволь накосил, будет корове на всю зиму. А теперь пора для дров, — говорит 38-летний Степан Оринчак из села Головецко Старосамборского района.
В пятницу после обеда рубит дрова на своем подворье. Одет в темно-зеленый комбинезон. Обрубки рассыпаются во все стороны. Дочери Степана 7-летняя Христина и на год старшая Павлина носят их на дровник, аккуратно складывают один на один. Им помогает сосед Игорь, 7 лет.
— Пообещал, если не будут халтурить, возьму с собой в лес в следующий раз, — говорит Степан.
Оринчаки живут в одноэтажном деревянном доме на ул. Набережной. В четырех комнатах стоят кафельные печи. В окрестных селах нет газа. Местные топят дровами. Заготовляют их в сентябре-октябре.
Возле овина стоит самодельный трактор и прицеп, сбитый из стволов молодых деревьев. Крестьяне возят такими сено, навоз, древесину из леса. Называют их дыгами.
— Одиноким бабке-деду на зиму нужно две такие дыги дров. А если есть семья, как наша, — три-четыре, — продолжает Степан. — Чтобы их заготовить, нужно две недели работать. Нелегкая это работа. У меня есть трактор, швагер имеет коня. Вдвоем едем в лес — где-то за два километра отсюда. Нарезаем деревьев, обрубаем ветки. Конем подтягиваем стволы из леса на кучу, чтобы доезд был. Заготовляем мне и ему. В лесу нужно с три дня работать. За день перевезти домой. Еще день режем, но уже каждый у себя. Три-четыре — рубим, складываем.
Замахивается топором, полено разлетается пополам.
— Глаз-алмаз, как ленейкой отмерял, — складывает их вместе. — Каждое полено будет под 30 сантиметров.
Этой зимой Степан будет топить дровами, которые заготовил в прошлом году.
— Сейчас уже забочусь о следующей зиме. За год дрова высохнут и потом будут хорошо гореть. Специально для их хранения сделал из досок шопку с накрытием. Дрова там хорошо проветриваются, не намокают под дождем. Лучше всего заготовлять ольху. Она и тепло дает, и сажи из нее мало, и главное — лесоводы не запрещают срезать.
Заготовка дров хозяину обходится в 300 грн. Это на солярку для транспорта и на бензин для пилы.
Местный 68-летний Петр Хохоник покупает дрова у односельчан. Он инвалид первой группы.
— Те ребята безработные, зарабатывают на древесине. Продают их таким как я, пенсионерам. Ольху отдают по 600 гривен за дыгу. Еще 400 нужно дать, чтобы порезали и порубали. Дороже всего ценится бук, ясень, береза. Стоят 800 гривен. Такие дрова — люкс! Сжег одну охапку, и в доме тепло, — рассказывает Петр Федорович.
На окраине села есть пилорама. Там можно купить обрезки древесины.
— За машину таких нужно дать 350 гривен. Еще 200 — за порезку. Но такие дрова не годятся для зимы. В доме тепло,только пока топишь. Ими хорошо поджигать или топить в печи, чтобы варить еду, — объясняет Степан Оринчак.
28
процентов населенных пунктов Львовщины негазифицированы. Без голубого топлива обходится более половины сел Турковского, Сколовского, Жолковского, Перемышлянского районов. В этом году начали газификацию 83 объектов. Ежегодно в области вводят в эксплуатацию приблизительно 20 газопроводов.
Мужчин приглашают чистить леса
— В горных районах нет работы и нет денег на дрова, — говорит директор "Галсельлеса" 35-летний Павел Котик. — Этой осенью мы внедрили программу "Дрова для населения". Предлагаем сельским мужчинам ехать с лесниками на чистку леса. Лишнюю древесину можно забирать себе на дрова. Желающих записывают при лесхозах. На прошлой неделе такое проводили в Славском.
— Не пришел ни один мужчина, лишь 20 многодетных женщин. Мы не можем их взять на работу в лес. Дали древесину по скидке. Вместо 200–300 гривен за "куб" просили 85. Обращаемся к сельским головам, чтобы организовали мужчин.
В ближайшее время лесоводы обустроят приемные в Турковском, Самборском, Старосамборском районах. Просят крестьян следить за объявлениями в районе о времени и месте встречи.
Комментарии