— Все городские и сельские председатели, которых задержали на взятке, делятся на две категории — профессиональные взяточники и те, кого хотят устранить. 80 процентов этих дел — заказные. Профессиональные взяточники знают, что кому дать, чтобы не попасться, — рассказывает 54-летний Теодор Гудзяк, бывший мэр города Винники подо Львовом.
В 2006 году он победил на выборах своего предшественника — бизнесмена Сергея Уварова. В 2010-м Гудзяка обвинили в вымогании взятки. 10 дней сидел в изоляторе. Шевченковский суд Львова на восемь лет лишил его свободы. Апелляционный суд области оправдал чиновника. Между тем Уваров вернулся в кресло мэра.
Теодор Михайлович выходит из автомобиля "Фольксваген Тигуан" на львовской пл. Петрушевича. На встречу его подвезла дочь. Держит черный портфель. Ходит медленно. Предлагает пообщаться в ближайшем кафе. Заказывает кофе.
Во время задержания говорили, что вас подставили. Кому это выгодно?
— Григорию Козловскому, экс-депутату нашего городского совета. Он заодно с Уваровым. Тогда жилищное строительство хорошо развивалось. Задумали Винники превратить в мини-Сыхов, застроить центральную улицу многоэтажками. Я это остановил. Сначала мелкие пакости делали. Ночью по городу разбрасывали газеты, где написано, что я — гей. Потом депутаты проголосовали за мою отставку. Козловский во время сессии бегал по залу и тыкал им в карманы деньги. Через два месяца суд восстановил меня на работе. Тогда они организовали дело с коррупцией. В области из 43 председателей более десятка имели похожие проблемы. Городского председателя снять при содействии облгосадминистрации невозможно, поэтому чаще всего подбрасывают взятку.
Сколько денег нужно, чтобы стать мэром на Львовщине?
— Семь лет назад мне хватило 2 тысячи долларов. Средства брали с людей, которые были в списках "Нашей Украины" в городской совет. Тем, кто не прошел, вернули их суммы. Агитки печатал за счет львовского городского штаба партии. Подарков избирателям не делал. Уваров выиграл свои первые выборы, потому что имел поддержку в микрорайоне, где живут военнослужащие. Его отец служил в армии.
Какие проблемы пришлось решать?
— После выборов городской совет был, как после войны. Из 22 работников осталось лишь трое. Остальные написали заявления на увольнение. Бухгалтерия в полном составе ушла, ключ и документы оставили на столе. По понедельникам в восемь утра ехал на совещание к мэру Львова Андрею Садовому (Винники — самостоятельный город, но подчиняются Львовскому городскому совету. — "ГПУ"). Свое совещание проводил позже. Два раза в неделю — приемные дни. Было с полтора десятка жалобщиков, которые приходили постоянно. Много времени занимался проектами. У нас ветхая канализационная труба, которая тянется к львовским очистительным сооружениям. Ее постоянно прорывает. Планировал построить очистительные сооружения на европейские деньги.
Почему все стремятся попасть в кресло мэра?
— Говорили, что при моем предшественнике в городской совет без 200 долларов никто не шел. Одна женщина хотела приватизировать незаконную достройку. По старой привычке принесла деньги. Выгнал ее. Когда взялись за ремонт дорог, начали приходить подрядчики. Спрашивали, сколько хочу. Мне повезло с бухгалтером. Если возникали искушения обойти закон, она не давала этого делать. Зарплату начисляла четко. Тогда была 2-3 тысячи гривен. Со всяческими доплатами, премиями выходило около 5 тысяч.
Уваров имеет бизнес. Неужели мэрство — более прибыльное дело?
— Думаю, он сожалеет, что возглавил город. Всю землю Уваров раздал при первой каденции. Хорошо председательствовать в Дрогобычском районе. В радиусе 50 километров там довольно ценная земля. Прибыльные курортные города в Карпатах. Скажем, мэр Сколе закончил намного хуже, чем я. Его уже должны были сажать. С сыном поехал на могилу родителей на Киевщине, чтобы попрощаться. В родном селе умер. Мэра хоронили из дома тестя, потому что его дом опечатали.
Может ли городской глава быть абсолютно честным?
— Нужно иметь сильный характер. На Садового много наездов, но видно результаты его труда. Образцовый мэр был в Белзе, Иван Калыш. Город был в ужасном состоянии, это же бывшая военная часть. Он возобновил много достопримечательностей архитектуры, хорошо руководил хозяйством. В последний год своей каденции добровольно ушел в отставку, чтобы стать директором заповедника.
Что делают бывшие городские председатели?
— Большинство выходят на пенсию. Кто до мэрства имел собственное дело, возвращается в бизнес. Я имел серьезные проблемы со здоровьем, несколько месяцев с постели не вставал. Сейчас трудно двигаться, писать. Оформил инвалидность.
Мать извинялась за сына-взяточника
В 2005 году стражи порядка арестовали Самборского городского председателя 52-летнего Тараса Тершовчина за получение от предпринимателя $5 тыс. Тогда его мать ходила между людьми по центральной площади города и извинялась за него. Чиновника оправдали.
Шесть лет назад в ящике стола мэра Каменки-Бугской, "свободовца" 45-летнего Михаила Владыки нашли $2 тыс. Предполагали, что это была взятка за продажу земельного участка. Владыка до сих пор возглавляет городской совет.
В суде находится дело мэра города Буск Василия Вовка, 57 лет. Его обвиняют в том, что в прошлом году подписал акты закупки за бюджетные 150 тыс. грн неисправного бульдозера.
Комментарии