Школы Львовской области традиционно очутились среди лидеров по итогам внешнего независимого оценивания. Лучше всего сдали тесты выпускники школ областного центра. Второй год подряд первенство держит физико-математический лицей при университете им. Ивана Франко.
— В этом нет ничего странного, — считает заместитель директора лицея Михаил Муращук, 52 года. — В первые годы мы радовались такой статистике, теперь воспринимаем ее как что-то будничное. Дети идут учиться к нам, чтобы потом получить серьезное высшее образование. Почти все поступают на государственную форму учебы. Большинство — в университет имени Ивана Франко. Другие — в "Львовскую политехнику", киевский и московский политехи.
В лицей набирают учеников после седьмого или восьмого класса по трем специальностями — физико-математические, математико-географические и химико-биологические классы. Учеба бесплатная.
— Конкурс составляет около двух человек на место, — говорит Михаил Михайлович. — В прошлые годы было больше. Демографический кризис отразился на всем. У нас учатся дети из Львова и ближайших областей. Есть общежитие на 120 мест. Свободного времени у учеников мало. Но раз в году в каждом классе есть обязательная туристическая поездка — на Говерлу, в Яремче, в Сколивский район.
Физико-математический лицей называют лучшим среди учебных заведений Львовщины и в областном управлении образования и науки.
— Лицей сам получил свой статус, — говорит заместитель начальника управления Богдана Биляк, 56 лет. — Стоит отметить преподавательский состав лицея. Учительница химии Лилия Тадеевна Олексин — лидер среди своих коллег в области. Ежегодно готовит победителей международных олимпиад.
Среди школ с лучшими результатами тестов — классическая гимназия при университете им. Ивана Франко и академическая гимназия при "Львовской политехнике". Богдана Биляк при выборе школы советует обращать внимание не только на показатели ВНО.
— На результаты тестов влияют не только учителя школы, но и сами дети, родители. Другой важный фактор — материальная база. Есть ли компьютерные классы, как обустроены кабинеты. Важно, в какой отрасли ребенок хочет получать знания. Сначала можно отдать в общеобразовательную школу. А по окончании четвертого класса решать, где учиться дальше — в гимназии, лицее. Если есть задатки к языкам — выбирать специализированную школу. Среди лучших школ города — медицинская, лингвистическая, классическая гимназии, в районах — Бродивская гимназия. Среди сельских — школа-гимназия в селе Дулибы Стрыйского района.
Среди начальных школ педагоги выделяют львовскую "Школу радости". Здесь дети учатся по методике "От текста к букве". Уже через три-четыре месяца первоклассники умеют читать.
— Ребенок принес на урок машинку, перед ней есть слово "машинка", — объясняет метод директор школы Галина Захарчук, 39 лет. — Ребенку интересно перекопировать слово, которое у него ассоциируется с любимой игрушкой. Несколько раз перекопируя его, он запоминает написание. На протяжении дня таких слов усваивается от двух до пяти. Постепенно дети учатся самостоятельно выделять буквы в словах, которые запомнили. Тогда мы и переходим к изучению букв. Пишем на непролинееных листах бумаги — детям, которые не умеют писать, трудно попасть в маленькую линейку или клеточку.
Среди сельских лучшая — школа-гимназия в Дулибах Стрыйского района
Раньше педагоги просили не сравнивать результаты ВНО выпускников отдельных школ. Мол, это создаст необъективный рейтинг.
— В этом году решено опубликовать результаты. Сделаем это в сентябре, — говорит начальник Львовского регионального центра оценивания качества образования Лариса Середяк, 49 лет. — Мы проводим независимое оценивание уже третий год подряд. Если в прошлом году в тестах принимали участие 60 процентов выпускников, в этом году — около 80. То есть можно нарисовать более-менее объективную картину. Родителям нужно видеть, в каких школах лучше готовят по каким предметам.
В 2008-ом в Украине пять участников ВНО набрали максимум баллов из двух предметов. В этом году только на Львовщине таких 15, в частности один выпускник 1993-го.
— Очевидно, дети лучше готовятся к тестам, — допускает Лариса Владимировна. — Возможно, сами задания были кое-что легче прошлогодних. Однако мы сверили — среди этих 15-ти нет случайных детей. Все призеры олимпиад, отличники, медалисты.
Среди получивших максимум, — дети из Львова, Новояворивска, Червонограда, Дрогобыча. Есть одна выпускница сельской школы — 17-летняя Юлия Павлик из села Давидив Пустомитивского района.
— Я ежегодно ездила на олимпиады, конкурс украинского языка имени Петра Яцика. Тех знаний полностью хватило, чтобы быть готовой к тестам, — говорит девушка "ГПУ". — Кроме того, раз в неделю занималась со школьной учительницей по истории. Четыре раза ездила во Львов к репетитору по украинскому языку и литературы. Хотя это не было очень нужно — хватило и знаний, которые дали учителя. Поступила в университет имени Ивана Франко на филологический факультет, специальность славянистика. Была шестой в списке абитуриентов. Выше меня — только льготники.
— Хотя мы и считаемся сельским регионом, однако по результатам внешнего оценивания конкурируем с Киевом и Севастополем, — рассказывает Лариса Середяк. — Процент детей, набравших менее 150 баллов, у нас небольшой. А среди тех, которые набрали больше 180, мы — лидеры. Лучшие результаты по английскому, украинскому языкам и литературы. Немного слабее других предметов выглядит физика.
Учителя жалуются, что из-за тестов по двум-трем предметам дети забрасывают остальные дисциплины.
— Будем с этим бороться, — заверяет Лариса Владимировна. — Хотим ввести обязательный тест способностей — там будет комплекс вопросов по разным предметам. Есть другой вариант — кроме результатов независимого оценивания, абитуриенты будут подавать в вузы так называемое портфолио. Там будут общие достижения учеников — участие в олимпиадах, успеваемость, похвальные грамоты. Похожая схема действует в Британии.
Комментарии