Ексклюзивы
среда, 15 октября 2014 18:29

"Философия для детей" - новое слово в развитии демократии

"Философия для детей" - новое слово в развитии демократии

13 октября 2014 г. в Институте педагогики НАН Украины состоялся научно-методический семинар "Образование для демократии: методика Р4С (Philosophy for Children)", на котором присутствовали педагоги из многих регионов Украины. Хедлайнером мероприятия выступил профессор Джинван Парк из Южной Кореи – один из наиболее последовательных и убежденных адептов данной методики, которая учит детей демократии в том возрасте, когда они еще толком не понимают значения этого термина.

Ученый только что прибыл из Ирана, а после Украины сразу летит в Австрию, где методика Р4С поддерживается на государственном уровне. Презентация образовательного проекта с участием профессора Кйонсанского национального университета Джинван Парка стала возможной благодаря поддержке международного фонда "Сокращение рисков" (Risk Reduction Foundation). "Если мы хотим превратить Украину в страну с высокими стандартами качества жизни, конкурентоспособную и инновационную, то образование и наука должны быть приоритетами государственной политики. Ознакомление с международным опытом позволит внедрять прогрессивные подходы в обучении. Образовательный процесс должен быть наиболее эффективным использованием времени для молодежи, способным подготовить молодое поколение к вызовам современности", – считает глава фонда "Сокращение рисков" Владимир Костерин.

Кореец Джинван Парк – скромный человек, с первого взгляда он совсем не похож на ту мировую знаменитость, на лекции к которому стремятся попасть и профессора, и дипломаты, и ученые. Однако один только перечень его регалий в той сфере педагогики, которой он посвятил большую часть своей жизни, достаточно красноречив: доктор философии, профессор, заведующий отделом этики Кйонсанского национального университета, вице-президент Международного совета по "Философии для детей" (2009-2011 гг.), президент МО "Философия для детей стран Азии и Океании", президент Корейской академии обучения философии в школе, член международного общества "Философское образование стран Азии и Океании в развитии демократии" (ЮНЕСКО). Внимание профессора Джинван Парка к Украине неслучайно, поскольку сейчас наша страна, по его мнению, является мировым лидером мировых демократических процессов.

"В последние годы я очень внимательно слежу за развитием событий в Украине, и был очень удивлен и шокирован революцией на Майдане, участники которой боролись за свободу и социальную справедливость. Их борьбу можно назвать "демократией участия". Украинцы показали, что демократические вещи являются для них очень важными", – отметил профессор Джинван Парк.

Профессор также высказал мнение, что мировоззрения украинцев и корейцев довольно схожи, в частности дух Майдана – это украинский вариант корейского духа Санби. В Корее дух Санби – это культовое понятие, что уходит своими корнями в мифологию; этому духу учат с детства и его исповедуют лидирующие группы общества. Главные его признаки – джентльменство, способность лидеров пожертвовать собой ради общественного блага, а также наличие высоких моральных качеств – доверия, заботы о ближнем, уважения.

Украинский Майдан с его духом самопожертвования, побратимства, благородства впервые за много лет показал украинской нации, что она достойна занять значительно более высокое место среди развитых стран мира, чем то, которое имеет сегодня – благодаря своим бывшим аморальным правителям. И чтобы это произошло как можно скорее, по мнению профессора Джинван Парка, дух Майдана надо привнести в систему украинского образования.

Методика Р4С, которую пропагандирует корейский профессор, имеет и другое общемировое название: "Философия для детей". Сейчас эта методика активно продвигается и внедряется в более чем 60 странах мира. Если не углубляться в педагогические тонкости, то основными ее чертами является обучение, начиная с младших классов, диалогу, исследованию, толерантности и взаимоуважению. Дети в классах должны быть не какими-то подопытными кроликами, а полноценными сообществами исследователей, культивируя в себе чувство сопричастности к общему делу, которое выше интересов любого из них.

Уже только из этих определений можно понять, что развитые восточные государства – прежде всего, Южная Корея, Япония – очень внимательно относятся к методике Р4С. По словам Джинван Парка, система Р4С начала внедряться в Корея еще 45 лет назад, и только сейчас корейцы начинают видеть ее результаты. "Поэтому и украинцам не стоит надеяться на получение немедленного эффекта, возможно, и вам придется ждать 40-45 лет, но уж тогда эти результаты будут настоящими и будут иметь большой вес", – подчеркнул профессор.

По словам члена-корреспондента АПН Украины, доктора педагогических наук, профессора, заведующего лабораторией обществоведческого образования Института педагогики НАПН Украины Елены Пометун, элементы методики Р4С достаточно активно внедрялись и в украинских школах, особенно в старших классах, в конце 90-х-начале 2000-х годов. Это было время, когда западные образовательные методики активно популяризировались в Украине в рамках глобальной программы "Демократическое общество". Лаборатория обществоведческого образования в частности подготовила много публикаций, исследований на эту тему, разработала спецкурс "Мы – граждане Украины" в рамках совместного украино-американского проекта "Образование для демократии". Некоторые высшие учебные заведения непосредственно занимались по методике Р4С, в первую очередь – Луганский университет, однако сегодня его работа по известным причинам полностью остановлена.

"Мы учили учеников старших классов основам демократии, коммуникации, разрешению конфликтов, критическому мышлению. Показательно, что на украинских Майданах в значительной мере как раз и стояли те вчерашние старшеклассники, которые недавно освоили главные принципы методики Р4С", – отметила Елена Пометун.

По ее мнению, Украина, конечно, не может перескочить в своем развитии через десятки лет сразу к развитой демократии. Однако украинское общество сделало большой шаг к собственному достоинству – чего только стоит уровень волонтерства последних месяцев на Майдане и в зоне АТО, который поразил как самих украинцев, так и западное общество. И это, бесспорно, является поводом гордиться своей страной.

По словам кандидата философских наук, доцента кафедры философии Института философского образования и науки НПУ имени М.П.Драгоманова Надежды Адаменко, сегодня украинских школьников нужно обучать не только критическому мышлению, но и креативному. "Во время вступительных экзаменов должен быть процент баллов по креативу", – отметила она.

Надежда Адаменко сказала, что кое-кто из украинских специалистов обвиняет программу Р4С в американизме. Она сообщила присутствующим, что Ольга Сухомлинская вспоминала, что ее отец некоторое время переписывался с Мэтью Липманом – основателем методики Р4С, и американский новатор использовал много идей украинского педагога Василия Сухомлинского. "Поэтому стоит говорить о том, что все мы отталкиваемся от одних ценностей, одних педагогических основ, а с другой стороны, Липман изобрел много универсальных принципов, на которые можно накладывать примеры из национальной и мировой культуры", – подчеркнула Надежда Адаменко.

В конце семинара Джинван Парк сказал, что сейчас многие страны мира находятся в состоянии настоящей революции в сфере образования, быстро меняя свои учебные планы. И Украине тоже стоит задуматься над этим.

"Я провожу много семинаров во многих уголках мира, и вижу, что разные государства вкладывают очень много денег в обучение учителей. Ведь ни одна технология не может научить ребенка формировать суждения, а хорошее суждение всегда приравнивается к искусству. Программа Р4С как раз и учит мыслительным навыкам, умению формировать суждения... Скажем, можно ли достичь гармонии украинским государственникам с идеями сепаратистов на Востоке Украины? Если вы образованы и имеете четкие суждения, то шансы найти общий язык с ними есть!" – подчеркнул Джинван Парк.

Сейчас вы читаете новость «"Философия для детей" - новое слово в развитии демократии». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 79692
Голосование Поддерживаете введение биометрического контроля на границе с РФ?
  • Поддерживаю. Теперь нужно запретить украинцам ездить в Россию
  • Нет, ничего не даст кроме очередей на границе
  • Нужно вводить визовый режим
  • Лучше запретить россиянам въезд в Украину
  • Это ничего не даст. Преступники с РФ все равно будут находить способы попасть в Украину
  • Достаточно полностью прекратить транспортное сообщение с РФ
  • Сомнительное решение. Такой контроль еще больше провоцировать Россию. Возможно обострение на Востоке
Просмотреть