Ексклюзивы
вторник, 17 февраля 2015 10:53

Энергетический фактор войны Украины с Россией

Энергетический фактор войны Украины с Россией

Все 23 года независимости Украина была и дальше остается на "игле" русских энергоресурсов. Энергетическая зависимость – основной инструмент шантажа со стороны России. У Украины есть лишь одна возможность стать политически независимой - перерубить "гордиев узел" энергетической зависимости, решить вопрос радикально.

Энергоресурсы как фактор геополитики

Невозобновляемые источники ресурсов долгое время были единственной и самой распространенной формой источников энергии – поэтому государства, которые владеют этими ресурсами, становились весомыми и агрессивными игроками на геополитической арене. Нефть стала поводом или по крайней мере весомой причиной войн США на Ближнем Востоке. Российская Федерация чрезвычайно активно использует "газовый аргумент" чуть ли ни как основной во внешней политике, влияя таким образом не только на страны постсоветского лагеря, но и практически на всю Европу.

Такую агрессивную модель поведения активно поддерживает патернализованое, подкармливаемое государственными субсидиями и льготами общество. Согласно исследованиям американского ученого Майкла Росса за 2001 год1, наличие нефти, газа или других природных ресурсов, ведет к авторитаризму в стране: чем больше ресурсов и чем они более дороги – тем ниже вероятность развития демократии в стране. Группы, которые получают основные бонусы от ресурсов, осуществляют политику "кнута и пряника". С одной стороны, жесткий прессинг свободы слова, государственная цензура в СМИ, контроль деятельности общественных организаций, а с другой – политика общего благосостояния. Широко известная концепция "ресурсного проклятия" доказывает существование обратной связи между уровнем имеющихся природных ресурсов и темпами экономического развития. Динамика экономического роста, в свою очередь, определяет интенсивность сдвигов в социальной и культурной жизни населения, которые являются решающими для распространения демократических ценностей в обществе.

Контроль – как граждан, так и стран влияния, – для таких государств является основным заданием. И в этом отношении перед Украиной, которая попробовала выйти из-под зоны влияния России, стоит сверхсложная задача – найти способы стать энергетически независимым государством.

Вырваться из лап "русского медведя"

Украина импортирует основные виды топлива – природный газ, нефть, а в последнее время и уголь, что делает топливо-энергетический комплекс (ТЭК) Украины практически полностью зависимым от иностранных государств и компаний. Мало того, около 85% углеводородов Украина закупает в России, или же транспортирует через русскую территорию, практически на 100% Украина зависит от русских поставок ядерного топлива2.

Энергетическая безопасность Украины практически полностью зависит от действий русского "соседа". Сложная внутренняя ситуация, разрушение мирных взаимоотношений с РФ привели к глубокому энергетическому кризису, который только углубляет экономическую рецессию и может даже привести к экономическому дефолту.

Многие пессимистически настроенные эксперты склонны думать, что Украина не способна избавиться от энергетической и, соответственно, политической зависимости от России – и пока в РФ не состоятся политические катаклизмы (наподобие внутреннего сепаратизма, раскола и так далее) – до тех пор наша страна будет должна или согласиться с наличием "украинского приднестровья" на Донбассе и отказаться от Крыма, или вернуться к русской зоне влияния (что эмоционально и политически кажется еще более неприемлемо). Однако, независимо от того, на какой процент Украина может уменьшить свою зависимость (абсолютные оптимисты называют цифру в сто процентов) – конкретные шаги необходимы, равно как и понимание стратегически выгодных направлений для развития энергетики.

Стратегия государственной энергетической политики

На сегодня существуют три основных пути избавления от энергетической зависимости:

1. диверсификация поставок топлива,
2. энергоэффективность,
3. развитие внутреннего потенциала возобновляемых источников энергии.

Фактически это означает реализацию деятельности по покупке энергоресурсов у других продавцов, эффективного их использования и собственного производства и добычи.
Вроде бы первый шаг украинская власть предприняла – было закуплено, пусть и со скандалами, южноафриканский уголь, начаты активные переговоры с Польшей. Однако, единства в энергетической политике государства нет.

Недавно государственное предприятие, которое находится в ведомстве Министерства энергетики и угольной промышленности, "Укринтерэнерго" подписало невыгодный контракт на импорт электроэнергии из РФ, да еще и при случае признало переход Крыма в состав России. В действительности, быстро найти новых поставщиков и заключить выгодные договора – очень сложно. Это требует невероятных усилий, а еще больше – времени. Поэтому хоть искать возможности и нужно – очень надеяться на это не приходится.

С энергоэффективностью, по большому счету, еще проще. В планах Премьер-министр уже озвучил тот шаг, который сделает энергоэффективность выгодной для конечного потребителя, – заставить граждан платить "по счетам", рыночную цену.

Тарифная политика в Украине всегда была объектом политической игры – во время выборов то одна, то другая партия заявляли, что не позволят поднять цену для населения. Тогда как предприятия имели другие, значительно высшие тарифы. В действительности речь идет о "чистой воды" популизме и возможности "играть" на объемах потребления (низкий по стоимости газ перенаправлять от населения на предприятие, указывать другого конечного потребителя, вводить другие коррупционные схемы).

Кроме того, невысокая стоимость газа, отопления и электроэнергии, сделала невыгодными для населения мероприятия по энергосбережению. Утеплить квартиру или установить новые окна относительно экономии на коммунальных услугах было слишком большой инвестицией, которая не окупалась. Поэтому такие мероприятия проводились исключительно в эстетических целях, или сознательными гражданами.

Однако, энергосбережение, также как и диверсификация поставок энергоресурсов, являются лишь методами, инструментами достижения энергонезависимости. Надежным, ориентированным на долгосрочную перспективу, взвешенным с точки зрения имеющихся рисков и проблем, способом достичь энергетической безопасности является развитие альтернативной энергетики – к слову, именно таким путем пошли европейские страны, когда столкнулись с откровенным шантажом со стороны России, угрозами от эксплуатации АЭС, экологическими проблемами.

Потенциал возобновляемой энергетики в Украине очень высок. За счет использования потенциала ветровой и солнечной энергии можно обеспечить до 17-23%, биоэнергетики – 10%, малых гидроэлектростанций – 2-3% общего производства электрической энергии в Украине, то есть в сумме – до 30-35%.

Предпосылкой должна быть четкая и согласованная государственная политика: стабильное правовое поле, благоприятный инвестиционный климат, понятные правила игры для представителей частного бизнеса. Со стратегической точки зрения развитие сектора ВИЭ для Украины – чрезвычайно выгодно. В сочетании с диверсификацией поставок энергоресурсов, мероприятиями по энергоэффективности и энергосбережению развитие производства электроэнергии из альтернативных источников энергии позволит Украине избавиться от энергетической зависимости, повысить эффективность функционирования отечественной энергосистемы.

Вместе с тем, альтернативная энергетика является выгодной еще и с точки зрения беспокойства об окружающей среде. Эксперты считают, что крайне необходимым шагом является быстрый переход к массовому производству энергии из возобновляемых источников, повышение эффективности ее использования, как способ противостояния климатическим изменениям и глобальным экологическим проблемам. Это вопрос не только энергетической, но и общей, национальной безопасности.

К сожалению, функционирование энергетического сектора Украины сегодня тесно связано с реализацией бизнес-интересов политической "элиты". Наше государство оказалось заложником энергетических олигархов и негативно настроенной страны-соседки. Учитывая внешнюю угрозу и внутренний кризис, реформирование энергетического сектора, формулирование четкой и понятной энергетической политики, как сферы, стратегически важной для национальной безопасности,- является крайне важным.

 

Сейчас вы читаете новость «Энергетический фактор войны Украины с Россией». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

3

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 79692
Голосование Поддерживаете введение биометрического контроля на границе с РФ?
  • Поддерживаю. Теперь нужно запретить украинцам ездить в Россию
  • Нет, ничего не даст кроме очередей на границе
  • Нужно вводить визовый режим
  • Лучше запретить россиянам въезд в Украину
  • Это ничего не даст. Преступники с РФ все равно будут находить способы попасть в Украину
  • Достаточно полностью прекратить транспортное сообщение с РФ
  • Сомнительное решение. Такой контроль еще больше провоцировать Россию. Возможно обострение на Востоке
Просмотреть