Ексклюзивы
вторник, 11 января 2011 10:34

Археологи нашли самую древнюю в мире винодельню (ФОТО)
5

Фото: Reuters

В Армении обнаружена древнейшая винодельня, возраст которой оценивают в 6,1 тысячи лет. Раскопки проводила международная группа ученых в погребальных пещерах возле села Арении в области Вайоц Дзор на границе с Ираном.

Ученые откопали в пещерах осколки чана емкостью 50-55 литров. Он был установлен на платформу для перетирания винограда. Археологи также обнаружили виноградные косточки, листья и выжимки из ягод. После этого армянские, американские и ирландские ученые провели анализ черепков и выявили остатки пигмента мальдивина. Именно он дает винограду и вину ярко красный цвет.

Археологи уверяют, что древние виноградари использовали местный сорт, который и в наше время используют для изготовление вина.

"Очевидно, этот пещерный комплекс использовали в медном веке как кладбище и ритуальное место. И изготовление вина может быть связано с этими ритуалами", - заявил один из руководителей команды, исследователь из Археологического института Котсена (Университет Калифорнии) Григорий Арещян.

До этой находки самой древней подобной находкой считали обнаруженный на Крите винодельческий пресс, возраст которого составляет 5 тысяч лет. В то же время самые старые остатки вина возрастом 7,4 тысячи лет обнаружены на черепках горшков в иранских горах Загрос. Проведенные в 2006 году генетические исследования 110 современных сортов винограда показали, что родиной этой ягоды является Грузия.

Археологи заинтересовались пещерным комплексом Арени-1 еще во времена СССР. Однако позже там решили соорудить военные бункеры. тем не менее, затея не увенчалась успехом. В 2007 году в пещерах, где находятся 39 захоронений, начались археологические раскопки. Там же обнаружена самая древняя кожаная обувь, которой около 5,5 тысячи лет.

Gazeta.ua