понедельник, 17 декабря 2012 13:48

учшей считалась кадка, сделанная за один день из сосны, пораженной молнией

  Каравайницы из поселка Олишивка около Чернигова носят кадку и припевают, чтобы свадебный хлеб удался, 1980 год
Каравайницы из поселка Олишивка около Чернигова носят кадку и припевают, чтобы свадебный хлеб удался, 1980 год

Свадебный хлеб — каравай — растворяли в кадке. Делали это легкие на руку женщины, которые счастливо жили в первом браке и имели детей. Каравайниц собиралось парное количество, — чтобы молодые жилы в паре.

На кадке крест-накрест лепили четыре свечи и с песнями вымешивали тесто. Носили по дому, поднимали над головами и подбрасывали к потолку, ударяли о матицу, — "чтобы каравай высоким и хорошим удался".

Расплетая косу, молодую сажали на кадку, прикрытую вывернутым кожухом. На ней и делали женскую прическу. Верили, если на кадку садится "нечестная" невеста — которая не соблюла целомудрия до свадьбы — так у нее семь лет не будет расти хлеб, плодиться скот и не будут жить дети.

Лучшей считалась кадка, сделанная за один день из сосны, пораженной молнией. Бондаря просили сделать ее как можно быстрее, чтобы хлеб в ней быстро поднимался.

— Як ідеш до майстра і заказуєш, шоб ізробів вуон тобіє дієжу, — рассказывала 87-летняя Марта Шевель из села Стечанка Чернобыльского района Киевской области. — Дак вуон: "Зроблю, як буде мієсаць на пудповня. Дак ти в нієй будеш всю жість пієкті і будеш дякувать". Бо треба дієжу робіть на пудповня мієсаця, шоб був же круглий мієсаць, дак вельми буде смашний хлієб удаватса в туй дієжі. Дак мо' і правда. Бо такий вже смашний хлієб пієкла, такий смашний.

Хозяйки смотрели, чтобы у кадки - дижи - было парное количество клепок — дощечек, из которых ее собирали. Если же непарное — тогда это уже "дижун". В таком хлеб будет неудачным и невкусным, поэтому к нему часто доставляли еще одну клепку. Поговорка о ее нехватке в голове — пошла отсюда.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Деревья сажают после заморозков

К кадке относились как к живому существу, которое имеет свои прихоти. Она приучена к теплу, не любит шумихи, ее нельзя бить и ставить на землю. Чтобы тесто не выплывало, под нее клали шубу или другую женскую одежду, а сверху — мужскую, например шапку.

Кадку берегли от плохого глаза и никогда никому не одалживали — боялись, что достаток оставит семью. Если же ее сглазили, то исправить можно было, повернув вверх дном на пороге хаты и воткнув в нее нож.

Раз в году, в Чистый четверг перед Пасхой, кадка должна была отдыхать. На Полесье хозяйка тщательным образом мыла ее и выскребала. При этом приговаривала: "Діжа, діжа! Треба тобі віхтя і ножа". Накрывали ее рушником, опоясывали красной крайкой, сверху клали хлеб, соль и деньги. Считалось, что "кадка идет на исповедь" или "на базар торговать". Выносили ее на улицу, ставили на воротах или на возвышении. Здесь и стояла до восхода солнца.

Во время входин в новый дом хозяин вносил ее, приговаривая "Як у сій діжі повно хліба, дай, Господи, шоб так повно було у сій хаті!". Считалось, что кадка может уберечь от пожара и даже способна отвести градовую тучу.

Стояла она обычно на покуте под образами.

Сейчас вы читаете новость «учшей считалась кадка, сделанная за один день из сосны, пораженной молнией». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть