Журнал "Этнология" опубликовал воспоминания Украинский остарбайтеров в годы военного лихолетья 1941-45 гг.
Рыбак Екатерина Ивановна (1922 г. н. Э.)
"В начале декабря 1942 пришла повестка, чтобы ехать работать в Германию. Я не хотела покидать родной дом, но должна была. Многих моих подруг и знакомых тоже забрали. Нас перевозили на местной железной дороге в товарных вагонах; спали на досках, притрушеных сеном, выйти не могли, потому что были бы в "ящиках", обмотанных колючей проволокой, с охраной. Так нас привезли в город Русельсхайм. Меня отобрали в Висбаден на военный завод "Опель". Города я не видела, ведь была только у станка и вместе с немцем клепала детали, которые шли на изготовление снарядов. Мы жили в больших бараках, мужчины отдельно от женщин, ели какую-то "баланду", в которую давали тоненький кусок хлеба. На заводе работала 12 часов. Я до сих пор плачу, когда вспоминаю одного немца, который тайком давал мне кусок хлеба, когда очень хотела есть. Так случилось, что я заболела и мне сделали операцию. На заводе стала ненужной, поэтому меня продали сельском хозяину. Грех жаловаться, что мне жилось в его семье очень плохо. Меня любили, ни нагружали работой. Так и жила, пока американцы не освободили ".
Белогривый (Цымбал) Валерия Никитична (1925 г.р.)
"Меня забрали в Германию 18 мая 1943. Я вынуждена была работать на литейном заводе в г.Нойтингем, Лотарингия. Мне и подруге Дидур Ларисе Дмитриевне (1925 г. р.) удалось сбежать еще до регистрации остарбайтеров. Шли 5 дней и оказались в Люксембурге. В городе Триер мы стали на биржу труда, затем работали 8 месяцев у хозяина в г.. Ноегаус. Потом нас бросили копать окопы в город Кельн. 2 мая 1945 освободили американцы, возвращались домой 2 месяца. До сих пор не могу забыть знакомую Федоришину Ольгу (1925 г.р.), которая и умерла в неволе ".
Шляхтич Ольга Васильевна (1925 г.р.)
"В марте 1942 года ко мне пришел староста и приказал явиться в клуб. Играла музыка, но мне было невесело, зная куда нас забирают. Нас посадили в товарный поезд и повезли в Кублич. Затем перевезли в Перемышль, где проходили медицинскую комиссию. Нас хорошо накормили и снова погрузили в вагоны. Привезли в польский город Шеменовици, заставили работать на заводе. Мы жили в бараках, огражденных колючей проволокой, на работу ходили с немецким патрулем, работали по 12:00. Со мной были Борисюк Мария, Кравченко Афия грубо Лида. Мы ели хлеб, кофе иногда картофель. Однажды решили бежать, но нас поймали и били плетьми. Затем сидели в каком-то подземелье и вдруг снизу начала литься вода, нас затапливало. Но немцы нас спасли и заставили трясти сажу на газогенераторах. Мы носили нашивку "Ост", а заключенные соседнего лагеря ходили в полосатой одежде. Однажды встретила солдата с Чернятка (из соседнего села), он принес весть, что наступает Красная Армия. Мы очень обрадовались, но нас, остарбайтеров, допрашивали в КГБ и обвинили в том, что добровольно ехали в Германию и предали Родину. Домой вернулась только в октябре 1945 года ".
Комментарии