В первобытные времена люди, возможно, совсем по-другому представляли себе красивые звуки. Так утверждает археолог и специалист по акустике Стивен Дж. Уоллер (Stephen J. Waller).
Стивен Дж. Уоллер изучает первобытное искусство, пытаясь при этом понять одну из самых неуловимых черт прошедших эпох - отношение древних людей к звукам. Если от первобытной живописи до нас дошли наскальные росписи, а о первобытных охотниках мы можем судить по остаткам оружия, то какой была первобытная музыка, понять очень трудно. Стивен Дж. Уоллер изучал росписи в древних пещерах и сопоставлял их с акустическими особенностями этих пещер. В результате он пришел к выводу, что для древних людей эхо, разносившееся под скальными сводами, значило куда больше, чем для нас сегодня, и обладало куда большей привлекательностью. "Эхо совершенно недопустимо во время сегодняшних концертных исполнений музыки, - заявил он, - но в прошлом люди специально искали места, где оно лучше звучало".
За прошедшие 28 лет Уоллер не только изучал древние стоянки, но и анализировал мифы. Он собрал более 50 мифов, в которых в той или иной мере действовало эхо. Рассказ Овидия о нимфе Эхо, безответно влюбленной в Нарцисса, только самый знаменитый из них. На самом деле подобные мифы существовали у многих народов в разных концах земли. А еще больше - несколько сотен мифов - связаны с богами грома, которых боялись и которым поклонялись по всему миру.
Уоллер подчеркивает, что самые древние флейты найдены в тех пещерах, например, в Германии, где громче всего раздается эхо. Он считает это совпадение не случайным. Люди не могли просто так прийти и "потерять флейту" именно в этом месте. Ясно, что они играли здесь на духовых инструментах, выбирая именно те места, где музыка отражалась от скал. Эти звуки показались бы нам какофонией, а для древних людей, очевидно, они были наполнены смыслом, связанным с их мифами.
Комментарии