18 мая 1965 года в 3.30 в Сирии был публично казнён резидент израильской разведки 41-летний Эли Коэн. Легендарный шпион занимал военную должность в правительстве Сирии и был советником президента. Его деятельность обнаружили за полгода до казни благодаря новейшему советскому пеленгатору. В квартиру ворвались восемь человек в штатском. Эли арестовали прямо во время радиосвязи, когда он передавал информацию о секретных объектах.
Настоящее имя Эли Коэна - Елиаху бен Шауль Коэн. Родился 6 декабря 1924 года в Александрии в Египте. Сюда в 1914 году из Сирии эмигрировали его родители. Кроме него, в семье было ещё семеро детей. Отец имел небольшой бизнес, торговал галстуками. Эли учился в французской и религиозной еврейской школе. В 1949 году родители переезжают в Израиль. Эли остаётся в Египте, мотивируя, что хочет продолжить обучение. Но из университета, где он учился на электро-техническом факультете, его исключают за сионистскую деятельность. В 1950 году Эли арестовывают вместе с двумя израильскими агентами. Но он сказал, что знал обоих как рабочих и помогал им с жильём.
Через несколько лет Эли Коэн тайно посещает Израиль. Он мечтал работать в "Моссаде", израильской политической разведке, которая похожа на американское ЦРУ. Но его не утверждают из-за ареста в Египте. Считают, что он уже "засветился". Эли возвращается в Египет и живёт обычной жизнью, работает бухгалтером. Летом 1959 года женится на Надежде, репатриантке из Багдада. Но впоследствии на него выходят представители военной разведки генштаба армии Израиля. Эли Коэн на отлично проходит подготовку разведчика, успешно демонстрируя перевоплощение. Ему дают задание как можно быстрее попасть в высшие эшелоны власти Сирии. Резидент прибывает в Буэнос-Айрес и завязывает дружбу с сирийскими бизнесменами и дипломатами. Представляется как мусульманин Камал Амин Тават. По легенде, он является богатым сирийским наследником и успешным предпринимателем.
10 января 1962 года благодаря новым дружеским связям с сирийцами Эли Коэн пересекает границу и останавливается в Дамаске. Снимает квартиру в центре города, рядом с генеральным штабом и дворцом для гостей президента. Из окон ему видно, из каких стран и в каком количестве приезжают военные. Друзья, среди которых диктор радио для эмигрантов и военный лётчик, помогают пробиться в высшее общество. Коэн завязывает знакомство с представителями правительства и армейской элитой.
В 1962 году в результате военного переворота к власти приходит его друг Амин аль-Хафез. Назначает Коэна своим советником по вопросам обороны, ежедневно обсуждает темы особой важности и секретности. Благодаря их дружбе Коэн успешно проникает в высшие военные и правительственные сферы. Получает очень важную и достоверную информацию. Ему присваивают звание полковника сил безопасности Сирии. Теперь он имеет доступ к любой информации.
Коэн получает инструкции от "Моссада" по радио в виде арабских песен и любимого романа "Робинзон Крузо". Для расшифровки использует специальный код. Из переносного радиоприёмника оперативно сообщает в центр об обороноспособности, стратегические планы захвата северных территорий Израиля, укрепления Сирии в военных точках, о бункерах с оружием из СССР. Например, о 200 советских танках в Израиле знали уже через несколько часов после их появления на территории Сирии. Коэн насколько вошёл в доверие сирийцам, что ему разрешалось фотографировать военные объекты. Имел доступ к картам размещения артиллерийских установок. Офицеры ему рассказывали об огромных подземных складах с боеприпасами и другим оборудованием, о расположении минных полей. Коэну удалось раскрыть планы Сирии обезвоживания Израиля, изменив направление течения Иордана. Благодаря переданной информации резидента Израиль победил в 60-дневной войне. А ещё Эли Коэн обнаружил местонахождение нацистского преступника Радемахера, который скрывался в Дамаске. Он был помощником гестаповца Адольфа Эйхмана, который отвечал за массовое уничтожение евреев.
О деятельности Эли Коэна руководитель "Моссада" Меир Амит говорил, что он смог держать руку на пульсе Сирии.
"Информация, которую передавал Эли, была преимущественно предупредительной. Даже по продолжительности заседаний штаба, которые он наблюдал из своих окон, можно понимать о приближении важных событий. Наиболее важной задачей Коэна было оповещения о планах и направления, о которых говорилось в директивах сирийского генштаба или настроения в сирийской государственной и военной верхушке".
В августе 1964 года Эли Коэн в последний раз побывал в Израиле. Вернувшись в Сирию, он резко увеличил интенсивность своей разведки. Чаще и больше передавал информацию. В это время сирийцы усилили "охоту" за вражескими радиопередатчиками.
18 января 1965 года в квартиру Эли Коэна ворвались восемь сирийских работников службы безопасности. Эли в это время передавал очередную важную информацию в Израиль. У него изъяли вещественные доказательства: портативный радиоприёмник, фотоснимки секретных объектов, взрывчатку. Провал для Коэна не был неожиданным. У него всегда в воротнике рубашки была таблетка с ядом. Но он этим воспользоваться не захотел. Эли отказали в услугах адвоката. Признание выбивали жестокими пытками. Сначала убеждал, что он мусульманин Камал Амин Тават. Но потом передумал. Позже на исповеди местному раввину признался, что не хотел умереть под чужим именем и мусульманином. В протоколе допроса записаны его слова:
"Я являюсь гражданином Израиля, майор Эли Коэн. Вот мой армейский номер. Я служу в разведке и требую, чтобы меня судили в соответствии с Женевской конвенцией".
Большинство чиновников просили Коэна не озвучивать, что они были друзьями. Даже сам президент Сирии предлагал найти компромисс, взамен на справедливый суд. Хотя об их дружбе знали очень многие чиновники. Некоторые журналисты даже шутили, ещё бы немного и агент "Моссада" стал бы своим президентом. Эти слова очень разозлили сирийского президента. Вскоре Эли Коэна начали жестоко пытать. По некоторым источникам, через его тело пропускали электрический ток и взрывали ногти. Палачей этому "ремеслу" научили нацисты-беженцы.
Израильская военная разведка искала пути для спасения своего резидента. Предлагалось похитить влиятельного сирийца и обменять его на Коэна, выйти на руководителей правительств, посланцев ООН или выкупить. Обращались за помощью папы римского Павла VI, руководителей правительства Франции, Бельгии и Канады. Речь шла о привлечении спецназа в специальной операции, но шансы на успех были мизерные.
В феврале 1965 года суд Эли Коэну вынес приговор о казни и назначил дату 18 мая. За несколько часов до повешенья в камеру зашёл местный 75-летний раввин. От увиденного чуть не потерял сознание. Красивое лицо Эли Коэна было изуродовано, на теле засохшие следы крови от пыток, будто его пропустили через гигантскую мясорубку. Раввин несколько минут плакал, с разбитых глаз Эли тоже текли слезы. Узник передал своей жене и детям письмо, просил у них прощения. Убеждал Надежду, чтобы не была одинокой, а вышла второй раз замуж.
На центральную площадь Дамаска, где происходили публичные казни, Эли Коэна повезли ночью грузовиком. Пришло достаточно много сирийцев. Место освещали мощные фонари. Коэн отказался от помощи палачей подняться на эшафот. Не захотел одевать и маску на глаза. Перед казнью раввин прочитал ему молитву. Исполнение приговора транслировалось сирийским телевидением и зарубежным телеканалам.
Тело Эли Коэна ещё 6 часов висело на площади. Власти Сирии отказали Израилю в его передаче. Резидента похоронили на израильском кладбище в Дамаске. Через пять лет израильские разведчики пытались похитить тело Коэна, чтобы перезахоронить его на родине. Однако операция провалилась. Сирийцы тело перенесли в бункер, на 30-метровую глубину.
Эли Коэну в Иерусалиме поставили мемориальный камень, его имя внесено Международный зал славы разведчиков в Вашингтоне. История израильского разведчика послужила сценарием для фильма "Невероятный шпион". Он был снят в 1987 году великобританским режиссёром Джимом Годдаром. Но большинство информации о заслугах Эли Коэна до сих пор находится под грифом секретности.
Комментарии