Ексклюзивы
пятница, 26 июня 2015 06:10

"Стол должен стоят, где образа висят"

 

Исследователи славянской древности считают трапезу на земле более древней, чем приемы пищи за столом. Само слово "стол" связывают с глаголом "стелить" и давними поминальными обрядами и службами с жертвоприношениями у могилы-алтаря. Недаром слова "жертвоприношение" и "жрать" имеют один общий корень.

- У нас на земле не ели, а только за столом, - говорит 72-летняя Любовь Добровольская из села Быков Коростенского района на Житомирщине. - Говорят на него "стол - престол", потому что стол должен стоят, где образа висят. Это такое место почетное, когда-то там гостя уважаемого усаживали, а ежедневно когда ели, всегда отец садился там. А дети уже вокруг стола, а мать где уже поместится, потому что она всем подает то ложки, то миски, то еду.

На накрытом чистой скатертью столе всегда лежала буханка свежего хлеба, щепотка соли и кувшин с водой - "когда-то же хлебниц не было". Стол считали местом пребывания Бога, а хлеб - Божьим даром. Наличие хлеба должно было обеспечить благополучие и благосостояние для всей семьи.

В хате покутье или, как говорят полищуки, "красный угол" всегда размещался по диагонали от печи и был ориентирован на юг или восток, как и алтарь в культовых сооружениях. "Стол и иконы голыми не оставляют - грех". На покутье ставили полочку с иконами, убранными чистыми вышитыми полотенцами, вешали лампадку.

- На покутье за иконами хранили метрики, важные документы и деньги, - вспоминает 57-летняя Валентина Сергиянская родом из хутора Росохивского вблизи села Любарка Народицкого района на Житомирщине. - Старые люди верили, что сами боги их охраняют. Там держали сретенскую свечу от грома, свадебную свечу и венок молодой. Полотенца на иконы вышивали специально и меняли их регулярно к великим праздникам, к Пасхе, Рождеству, Троице и на Спаса. А теперь люди поперестраивали свои дома, и, можно сказать, покутьи как таковой уже нет. Иконы в углу висят, а стол по-городскому посреди хаты стоит.

Во время свадьбы старший боярин торжественно обводил молодых вокруг стола и сажал на покутье. На Харьковщине после крестин в церкви дома отбывали обряд, который назывался "ходить в рай". Все присутствующие трижды обходили вокруг стола и обносили новорожденного по движению солнца. Вне ритуала обходить стол запрещалось - куда зашел за стол, туда и выходит из-за стола, чтобы не случалось в семье неприятных неожиданностей.

- У нас на покутье под иконами прямо на стол сноп зажиночный ставили, хрещик из колосков, вербу свяченую от грома, цветы в церкви освященные и мак от нечистого, - рассказывает Любовь Добровольская. - А если продают хату, то и сегодня продают вместе со столом и иконами, а стол чтобы обязательно был накрыт хоть какой-то заплатой полотняной, а иконы - чтобы в полотенце. А полотенце было специальное, длинное, может метров на пять, вышивали у него две калоши (два конца - "ГПУ") и лобич. Называлось такое полотенце - божник.

За столом или на столе ворожили на урожай, на судьбу, на ход событий в собственной жизни и жизни всей семьи на протяжении года. По свидетельствам исследователя украинской древности Петра Иванова в слободе Араповка Купянского уезда - в настоящее время Троицкий район Луганской области - старые женщины поучали так: "Со стола крошки всегда сметай под стол, чтобы Судьба их поела. На ночь не убирай хлеб со стола: оставь хоть кусочек Судьбы на ужин".

И сегодня, чтобы отыскать затерянную в хате вещь, советуют перевязать ножки стола собственным поясом и сказать: "Чертик, чертик, поигрался и отдай".

Через пасхальную скатерть процеживали "порченное ведьмой" молоко

На Полесье во время пожара стол со скатертью и хлебом выносили на улицу - чтобы продемонстрировать готовность "принимать огонь как гостя и желание его накормить" и задобрить.

Когда выбирали место для строительства хаты, скатерть с хлебом оставляли на земле. Если хлеб останется целым, то участок считается удачным - жизнь в новом доме будет сытой, а хлеб не будет переводиться.

Пасхальную скатерть не стирали, а хранили до следующего года. Считали, что она будет оберегать от всякой беды людей, а урожай - от вредителей. А еще будет отгонять градовую тучу, защитит от ведьм, нечистой силы. Пасечники собирали в такую скатерть новые рои.

Чтобы вызвать дождь в засуху, это полотно смачивали, стелили на колодец или переносили в нем воду через дорогу. Через него перегоняли скот - чтобы хорошо паслась и ее не трогали гады.

На Киевщине на Юрия и Ивана Купала - 7 июля - пасхальной скатертью завешивали двери хлева - чтобы ведьмы не отбирали у коров молоко. А на Волыни через такую скатерть процеживали молоко, "порченное ведьмой".

Если в тихую ночь бросить пасхальную скатерть на огонь, который горит над закопанным сокровищем, то деньги выйдут на нее. Собрать семена папоротника можно только скатертью, которую изготовила девочка-семилетка.

"После Акулины уже не ели дома, а целое лето ели возле хаты"

-  Вспоминают в церкви, что была такая смелая девушка Акулина, которая не боялась смерть принять за настоящую веру, - рассказывает 65-летняя Татьяна Лень, родом из села Клюшниковка Миргородского района на Полтавщине, о 26 июне. - Праздновать не празднуют, потому что это только именной день тех, у кого имя Акулина. Имя старинное, я давно уже не слышала, чтобы кого-то так называли.

В этот день православные вспоминают святую мученицу Акулину, которая жила в конце III в. в финикийском городе Библа. Родители воспитали ее усердной христианкой. Будучи маленькой она проповедовала и обращала к Христу своих одногодков-подруг. За отказ отречься от Христа 12-летнюю Акулину подвергли нечеловеческим пыткам. Уже мертвой девочке палач отсек голову мечом. Мощи святой мученицы похоронили в храме, построенном в ее честь в Константинополе.

- После Акулины уже не ели дома, а целое лето ели возле хаты, - рассказывает Татьяна Лень. - У хорошего хозяина во дворе стоял стол, сбитый из досок. Более бедные люди, вдовы и сироты ели на земле: бросали какую-то дерюгу под хатой на травке и так ели. Наварят картошки с огурцом - не было им чего на стол ставить. А вот на праздники, то в холодке где-то там в садике расстилались покрывала, относились закуски и все соседи сходились и гуляли до самой ночи.

В центральных и восточных регионах Украины обычая есть летом не в хате придерживались до конца 1980-х годов. На свежем воздухе в основном обедали и ужинали - на долгий завтрак не было времени. На севере и западе такого обычая не было. Зато сохранилось ритуальное употребление еды на земле во время косовицы, сбора уржая и календарных поминок. Так, на Черниговщине на Радуницу - в понедельник через неделю после Пасхи - утром шли на кладбище, накрывали могилы родственников настольниками - льняными ткаными скатертями - и раскладывали на них еду. Верили, что мертвые души угощаются принесенными яствами.

- А уже после обеда, ближе к вечеру, мы сами идем на кладбище, расстилаем на земле каждый возле своих могил, садимся и поминаем родню, - говорит 56-летняя Надежда Хуторная из села Великий Дирчин Городнянского района Черниговской области.

На Черниговском Полесье еще до недавнего времени на разостланной на выгоне скатерти складывали дары для пастухов на Пасху. А на Волынском Полесье на Юрия - 6 мая - и на Русальной неделе - неделе после Троицы - ходили в рожь, расстилали скатерть и клали на нее хлеб. Верили, что так можно вызвать родственников, которые придут в виде русалок.

 

Сейчас вы читаете новость «"Стол должен стоят, где образа висят"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть