"Когда-то все люди работали, а один человек – нет. Так у всех людей побил гряд на поле все, а у него – нет. Люди думали, что он волшебник. Он тогда всем рассказал, что есть 24 мая праздник Царь-града, в который нельзя ничего делать. Тот человек в этот день даже коровы не выпускал во двор. А Царь-градом зовут потому, что он царь всех градов", – такую легенду "от старых людей" записал в 1928 году в Нежине на Черниговщине этнограф Петр Чуприна.

Правильное название этого праздника – день обновления Царьграда. 24 мая 330 года Константин Великий официально перенес столицу Римской империи в только что отстроенный город на берегу Босфорского пролива – Византию, позднее Константинополь. Русичи называли его Царьградом. После раскола христианской церкви в 1054 году Константинополь стал столицей всего православного мира. Теперь это Стамбул, крупнейший город Турции.
Для украинского крестьянина такое название было необычным и впоследствии превратилось в Царя Града. На Черниговщине в этот день женщины не ткали, не стирали и не белили полотен, а мужчины не пахали, потому что "градом выбьет на такое расстояние, на которое слышен крик погонщика".
– Царя Града – слышала, что это давний праздничек. А что это за праздничек, откуда он вышел, того никто не знает, – рассказывает 72-летняя Любовь Савинская из села Смяч Щорского района на Черниговщине. – Говорят на него градовый день. Еще мне мама моя рассказывала, что когда-то его строго соблюдали, чтобы летом града не было, чтобы не побил хлеб на корню. Опасались на царягрядовый день землю ворошить и что-то делать на поле, потому что пойдет град с куриное яйцо, и вся пашня поляжет, и весь урожай пропадет.

На Полтавщине праздник называли Цалигряды. Здесь его наоборот связывали с работой в огороде, хозяйствованием женщин на грядках.
– Сегодня о Цалигрядах никто и не вспоминает, – говорит 64- летняя Татьяна Лень из села Клюшниковка Миргородского района на Полтавщине. – А мне бабушка рассказывала, что это такой день необыкновенный. На Цалигряды хорошо полоть огород, не будет бурьяном так быстро зарастать. Если ненароком что-то срубишь, например, свеклу или морковку, то она все равно вырастет, потому как такой день. А еще заговаривают воробьев, чтобы не пили подсолнухов. Сеют их вечером, как солнце сядет, молча и закрыв глаза.
Лучше сеять подсолнухи с решета, чтоб были такие большие, как решето, и было бы их так много, как дырочек в нем. При этом надо приговаривать: "Чтобы воробьи моих подсолнухов не видели так, как и я их не вижу".
Обнаженные женщины оббегали огород с хлебом в руках
Вечером 24 мая, как только стемнеет, женщины раздевались и обходили огород против часовой стрелки.
– Говорят, что помогает от всяких вредителей, – говорит 64- летняя Татьяна Лень из села Клюшниковка Миргородского района на Полтавщине. – Видела, как баба Мозолиха голой свой город обходила. Хочешь верь, хочешь не верь, а у нее никогда тли не было на капусте, и подсолнухи полным-полны стояли.
По свидетельству первого исследователя украинских заговоров Петра Ефименко, в конце XIX в. на Каневщине обнаженные женщины оббегали огород с хлебом-"забывакой" – таким, который забыли вытащить из печи. При этом приговаривали: "Как не может по свету голое ходить, чтобы так не могли воробьи моих подсолнухов пить".
На Закарпатье, чтобы ведьмы не отнимали урожай с огородов, чтобы посаженное не поразили вредители и хорошо уродилось, хозяйки голышом обводили огород терновой ветвью и возвращались домой, не оглядываясь.
Даже частичное ритуальное обнажение, например, руки или колени, воспринималось как могущественное магическое средство. Так, сажая на Царя Града капусту, полтавчанки задирали подол и голым коленом прижимали рассаду. Верили, что таким образом капуста будет такой же тугой и белой, как женское колено. Кое-где еще и сегодня, сажая тыквы, наши женщины с размаху "гупают" голыми ягодицами об землю – чтобы они были такие большие и широкие, как их зад.
Градовую тучу отгоняли серпом или колоколами
Град считали Божьим наказанием за грехи и нарушение установленного порядка. Он выбивает поля, если в селе самоубийц хоронят на кладбище, покойника несли на кладбище через засеянное поле или покрытка утопила байстрюка. Гуцулы говорили, что град – это лед, который ведьмы толкут в ступе. Когда "нечистые" дерутся, то стреляют друг в друга градом. Водят градовые тучи по небу самоубийцы, утопленники, висельники.
Чтобы уберечься от этого бедствия, советовали "соблюдать семь градовых праздников": Юрия – 6 мая, Царя Града – 24 мая, Константина и Елены – 3 июня, Ивана Купала – 7 июля, Ильи Пророка – 2 августа, Паликопы – 9 августа и Маковея – 14 августа. "Градобойными" считали также среды после Пасхи, перед и после Троицы и перед весенним Николаем – 22 мая. В эти дни закапывали в межах, по четырем углам полей и огородов "освященное": остатки пасхи, яиц и свиных костей.
– Надо в поле и на огороде от града свяченую вербу закопать, тогда он обойдет стороной, – рассказывает 72-летняя Александра Данилюк из села Богородичное Славянского района Донецкой области. – А как идет черная страшная туча, а под ней как бы седые клубы, так и знай, что град будет. И как только начался, поскорее надо дать маленькому ребенку перегрызть градинку, и град сразу перестанет сыпать. Хорошо, если это будет мальчик, один у родителей или первый ребенок.
Чтобы остановить град, жгут в печи свяченую вербу или зажигают и ставят на окне сретенскую или страстную свечу. До сих пор сохраняется обычай во время града выбрасывать из дома во двор кочерги, ухваты накрест с лопатой, на которой сажают в печь хлеб. На Полтавщине при этом приговаривают: "На тебе кочерги и лопаты, и не бей нашей хаты!"
На Ровенщине, чтобы уберечься от града, перебрасывали через дом крашеное яйцо. А еще крестили градовую тучу косой, после чего втыкали ее в землю. Или "засекали" серпом. Также стреляли в небо из ружья, кричали и шумели, махали в сторону тучи пасхальным полотенцем или свадебным венком. Отогнать тучу можно рогатой палкой, которой разняли ужа и лягушку, что он собирался съесть.
В конце XIX в. Иван Франко записал гуцульский обычай: "Если летом сильно печет, "преет", ветерок не дунет, люди говорят: "Не дай Бог, чтобы граду не швырнуло". Градом бросает нечистый. Вот потому, когда показывается градовая туча – синяя, а в середине белая – и издали клокочет и шумит без ветра, сейчас же надо бежать на колокольню и звонить. Есть такие колокола, разбивающие градовую тучу. В Березове Коломыйского уезда в 1880 году люди очень жаловались на пономаря, что в пору не зазвонил и не разогнал туч, и поэтому град выбил в селе все посевы".
Разогнать градовую тучу может или большой колокол, которым звонили на Пасху, или специально для этого рукоположенный. Франко продолжает: "Есть такие попы у Бога счастливые, что как посвятит колокола, то ими летом отвернет от села град и тучу, только бы вовремя зазвонить". Считалось, если туча перейдет границу села, отогнать ее будет трудно: либо разорвется уже в селе, либо "будет крутиться на месте и будет трудно ее разорвать".
Тех, кто умеет отводить градовые тучи, называли градовщиками или тучниками. В Сочельник тучник не пьет, не ест, ни с кем не разговаривает. Набрав в миску каждого блюда с праздничного стола, приглашает к себе в гости "того, кто град водит". Когда же летом надвигается градовое туча, тучник голым поднимается на гору и говорит: "Ты не приходил ко мне, когда я тебя приглашал в Сочельник, то иди прочь, я тебя не звал". Или читает "Отче наш" наоборот, то есть с конца вперед.
Комментарии