— Я не люблю ездить сам, — говорил он и обычно брал с собой жену Марию Терезу и дочку Паолу.
В аэропорту Родари встретил поэт Сергей Михалков. Сев в его машину, 12-летняя Паола увидела в салоне длинную палку.
— Что это такое? — спросила.
— Это резиновая палка, подарок московской милиции.
Для Паолы, дочери искреннего коммуниста, полицейская палка был символом насилия капиталистической власти над трудящимися. Она не знала, что советская милиция любила Михалкова за стих о симпатичном великане — милиционере дяде Степе.
Когда Джанни появился на фестивале, зал Дворца пионеров взорвался аплодисментами. Из всех членов жюри только его так встречали. В СССР сказки Родари издавали миллионными тиражами. Советские дети знали их наизусть. В Италии у писателя такой славы не было и зарабатывал на хлеб фельетонами для вечерней газеты "Паезе сэра".
На родине на сказочника обратили внимание только в 1973-ем после выхода его "Грамматики фантазии". Это была первая книга, какую Родари адресовал родителям. Опираясь на свой многолетний опыт преподавания в школе, описал в ней оригинальную методику развития творческих способностей у детей.
В 1979-го руководство советского издательства "Прогресс" опять предложило писателю приехать в Союз. После путешествия по стране он должен был написать позитивную книгу о советском образе жизни. Родари принял приглашение. Новое произведение решил посвятить советской школе. В октябре направился на Северный Кавказ собирать материалы. Вернулся в Москву через три месяца и сразу же позвонил своему другу — 62-летней Юлии Добровольской, которая переводила его произведения на русский.
— Можно я приеду сегодня?
— У меня в тот день был семинар для молодых переводчиков при Союзе писателей, — вспоминала она. — Но я вовремя сориентировалась: "Приходи в шесть вечера, у меня будет молодежь, ты их осчастливишь!"
На встрече было человек 20. У Джанни был болезненный вид, жаловался, что все время мерзнет. Сел за стол и начал рассказывать о том, что пережил за три месяца. Проговорил несколько часов. Он увидел советскую действительность изнутри. Слишком грустной показалась ему картина советской школы и детей в ней.
— Я стоял на голове, чтобы расшевелить их, но так и не сумел — они сидели, как будто замороженные.
Когда Джанни закончил рассказ, Юлия спросила его, будет ли писать он книгу.
— Ни за что! Хотя у меня за три месяца собралась куча заметок.
После смерти сказочника их опубликовала его жена Мария Тереза под заглавием "Игры в СССР". "Что я не терплю, то это двоедушной, очевидной легкости, с которой здешняя молодая интеллигенция живет двойной жизнью, — писал он, итальянский коммунист, об увиденном в Советском Союзе. — Их можно понять, только если учесть, что раздвоение личности у них с детства и является массовым. Но какая же это большая ошибка — постоянно играть, как на сцене. Понятно одно: они не коммунисты и ведут себя не как коммунисты".
По возвращении в Италию у Родари начались проблемы с кровообращением и сосудами ног. Дали о себе знать тяжелый климат в СССР и пережитый стресс. Врачи настаивали на операции. Узнав о несчастье с Джанни, Юлия Добровольска приехала его поддержать.
— Боишься? — спросила она писателя в канун операции.
— Очень. Боюсь, что не вернусь. Дайте напоследок выкурить сигарету.
Родари умер на операционном столе.
В сказке о Чиполлино проповедовал социалистическую революцию
В1948-ом 28-летний Джанни Родари работал в миланской "Унити" — газете
итальянской компартии. Узнав, что молодой журналист преподает в начальных
классах, главный редактор издания предложил ему вести в воскресных номерах
детскую рубрику. В то время в Италии для малышей издавали
"книжки-карамельки" — сказочки о приключениях ангелочков и розовых
жирафов. Но Джанни считал, что детям рабочих нужных были сказки о труде, учебе,
настоящей жизни.
— Я принимал участие в демонстрациях против войны, в борьбе за волю. Когда живешь среди всего этого, невозможно говорить только о цветочках и мыльных пузырях. Не получается.
Как-то в редакцию пришло письмо от одной женщины. "Я живу в темном и сыром подвале, уже много лет у нас нет дома, — писала она. — В этом подвале растет мой сынок, его зовут Чичче. Напиши для него стихи".
И Джанни написал песенку о Чичче, а потом еще много стихов об обездоленных детях. А в 1951-ом появилась его первая сказка "Приключения Чиполлино". Сообразительный и веселый мальчик-лковица и его друзья устраивают в своей фруктово-овощной стране социалистическую революцию и побеждают эксплуататоров.
1920, 23 октября — Джанни Родари родился в городке Оменья на севере Италии в
семье булочника
1929 — от воспаления легких умирает отец. Чтобы прокормить семью, мать нанимается служанкой в богатый дом. Джанни отправляет учиться в школу для бедных детей при монастыре. В 1937-м он поступает на филологический факультет Миланского университета. Параллельно работает учителем начальных классов
1939–1945 — из-за состояния здоровья во время Второй мировой войны Родари освобождают от призыва в армию. Обстоятельства вынуждают его пойти на работу в одно из отделений фашистской партии. После гибели двух друзей и брата Чезаре в нацистском концлагере Джанни разрывает отношения с фашистами, присоединятеся к итальянской компартии, участвует в Движении сопротивления
1948 — начинает печатать в итальянской коммунистической газете "Унита" стихи о детях современной Италии
1951 — возглавляет детский журнал "Пионер", в котором выходит сказка "Приключения Чиполлино". В следующем году публикует "Путешествие Голубой Стрелы"
1953 — женится на Марии Терезе Феретти. Через четыре года рождается дочка Паола
1959 — выходит произведение "Джельсомино в Стране лжецов". Через три года выпускает сборник "Сказки по телефону"
1966 — напечатана книжка "Торт в небе". За нее Родари дают общеевропейскую премию и золотую медаль. В 1970-ом получает почетную международную награду — медаль Ганса Кристиана Андерсена
1980, 14 апреля — умирает в Риме во время операции
Комментарии
1