В Советском Союзе в начале осени 1977 года было много шумихи вокруг проекта новой конституции. Ее впоследствии назовут "брежневской". Граждан призывали принять участие в ее обсуждении. На призыв отозвался и пациент специализированной психбольницы в Казани. Он предлагал дополнить конституцию статьей о праве граждан на террористический акт в случае, если политика руководителя государства будет противоречить Основному закону. Корреспондента звали Виктор Ильин. За восемь лет до этого, 22 января 1969-го, он покушался на Леонида Брежнева.
Виктор родился в Ленинграде в 1947-м. Родители — хронические алкоголики, поэтому его младенцем отдали в дом малютки. Мальчика усыновила бездетная ленинградская семья. Когда Виктору было 10 лет, бабушка в селе обмолвилась, что в действительности он приемный сын. Парень после того ушел в себя, стал нелюдим. В армию в 1968 году Виктор идет в звании младшего лейтенанта — в топографическом техникуме, где он учился, была военная кафедра. Служит в городе Ломоносов под Ленинградом. Однажды восторженно рассказывает знакомым офицерам о Ли Харви Освальде — морском пехотинце, который в 1963 году убил президента США Джона Кеннеди.
— Одним выстрелом он вошел в историю.
Впоследствии замполит слетит с должности, а офицеры, которые слышали эти слова Виктора и не донесли КГБ, получат по пять лет.
Как-то после ссоры с девушкой Ильин бросил ей:
— Ты еще обо мне услышишь.
Вечером 20 января 1969-го Виктор заступил на дежурство в своей военной части. 21-го в 7.20 его начальник ушел позавтракать. Ключи от помещения с оружием попали в руки Ильина. Через 25 минут он незаметно покидает часть, прихватив два пистолета Макарова и четыре обоймы к ним. В 10.40 вылетает из Ленинграда в Москву. Его кинулись искать не сразу: уже бывало, что лейтенант убегал с пистолетом на свидание к девушке. Однако спустя время посылают оперативную группу на квартиру Виктора. На столе замечают тетрадь, а в ней — рукой Ильина: "Узнать, есть ли самолет на Москву. Если летят — уничтожить всех". Когда о чрезвычайной ситуации военные докладывают КГБ, уже вечереет.
В январе СССР запустил космические корабли "Союз-4" и "Союз-5". 17-го вернулись на землю космонавты Владимир Шаталов, Алексей Елисеев и Евгений Хрунов, а 18-го — Борис Волынов. Это был прорыв, потому что до тех пор космонавтика испытывала кризисы. Трагически погибли три американских астронавта, советский космонавт Владимир Комаров. Поэтому теперешних героев встречать в московский аэропорт "Внуково" должен был выехать генеральный секретарь Леонид Брежнев. И встречу, и церемонию их награждения в Кремле обещали транслировать в прямом эфире на всю страну. Этой возможностью и решил воспользоваться Ильин, чтобы убить генсека.
Металлоискателей в аэропортах тогда не было, поэтому Виктор спокойно прошел с двумя пистолетами в карманах. Так же спокойно вышел из московского аэропорта "Домодедово". И уже здесь узнал, что встречу космонавтов перенесли на день. Она состоится не 21 января, как сначала планировали, — это был день смерти Ленина, а 22-го.
— Это было дополнительное испытание для меня, — впоследствии говорил Ильин. — Я настроился стрелять, и тут такое. Пришлось идти на квартиру к московской знакомой.
Объяснил, что приехал на один день — посмотреть на космонавтов. Муж знакомой был милиционер. Ильин выпросил у него форму: мол, в ней ему будет проще приблизиться к кортежу и увидеть встречу. Утром сел в метро, доехал в центр и направился к Боровицким воротам Кремля, через которые должны были въехать Брежнев с космонавтами. Пробрался между двух взводов милиционеров охраны. И те, и те другие думали, что он из соседнего подразделения. Между тем КГБ уже искало Виктора.
— Они имели наводку на военного офицера, а на меня в милицейской форме никто не обращал внимания, — вспоминал через 40 лет Ильин. — На улице стоял 30-градусный мороз. Я спрятал пистолеты в рукава и сделал вид, что руки замерзли. Подошел кагебешник. Спросил, не нужно ли рукавиц. Я отказался. Чтобы не вызывать подозрения, начал покрикивать на зрителей. Знал, что в первом автомобиле Брежнева точно не будет. Обстрелять весь кортеж я не мог. Колебался относительно второй и третьей машин.
В действительности Брежнев ехал в четвертом автомобиле. Ни один из них бронированным не был — тогда в СССР никто и не предполагал, что можно убить руководителя государства. Около 14.15 кортеж начал приближаться. В первой машине с открытым верхом ехали космонавты. Во второй, закрытой, — их коллеги, покорители космоса предыдущих лет: Георгий Береговой, Адриан Николаев, Алексей Леонов и Валентина Терешкова.
— Когда зазвучали возгласы "Едут", я стал на углу Боровицких ворот. Первую машину пропустил. Когда подъехала вторая, как ковбой, начал стрелять с обеих рук. Лица пассажиров не видел.
Из 16 выпущенных Ильиным пуль девять попали в машину. Смертельную рану получил водитель Илья Жарков. Он на то время вышел на пенсию, но заболел его напарник, поэтому согласился поработать день.
— Вдруг я услышал резкий звук и увидел перед собой дыру в затылке водителя, — вспоминал космонавт Алексей Леонов. — Оттуда бежала темная кровь. Я мигом отвернулся. И тут-таки в сидении появилась еще одна дыра от пули. Мы попадали на пол. Кто-то кричал водителю ехать быстрее. Однако автомобиль остановился, а стрельба продолжалась. Потом стихла. Возле нас подтормозила резервная машина. Кроме водителя, никто не пострадал. Мы пересели. Мимо пролетела машина Брежнева.
Прямую трансляцию прервали. Стрелка схватили.
— В Кремле Леонид Ильич был озадачен, — вспоминал Леонов. — Посмотрел на мою шинель со следом от пули. "Не переживай, — сказал. — Это не по тебе стреляли, а по мне".
Через час Виктора Ильина допрашивал руководитель КГБ Юрий Андропов.
— Я действовал сам, — говорил Виктор. — О моем намерении не знал никто. Убийством Брежнева хотел заставить его преемника изменить внутреннюю и внешнюю политику.
— Почему вы думали, что с пистолетом в руках можете решать судьбу этой страны? — спросил Андропов.
— Потому что люди должны жить, а не существовать.
— Кто же, по вашему мнению, должен был возглавить СССР?
— Михаил Суслов. Все говорят, он — самый порядочный.
Между тем Брежнев не мог прийти в себя. Трансляцию возобновили через час — показывали церемонию награждения космонавтов.
— Я слышал, как Алексей Косыгин (председатель Совета министров СССР. — "ГПУ") несколько раз говорил ему: "Леня, пора открывать". Но Брежнев будто не слышал его, — рассказывал Леонов. — В конечном итоге встречу открыл председатель президиума Верховной Рады Николай Подгорный.
Растерянное лицо генсека видит вся страна. В зале шумиха. Ораторов никто не слушает. Только когда Брежневу передали записку от Андропова, что действовал террорист-одиночка, тот успокоился.
На допросах кагебисты засомневались в психическом здоровье Ильина. Впоследствии психиатры признают его неподсудным.
— Наверное, я действительно был болен, — скажет впоследствии Виктор. — Страха за жизнь не было никакого.
В марте 1970-го его поместили в закрытую Казанскую психбольницу. Там держали в камере 4 м в длинуи 1 м 20 см в ширину — 4,2 кв. м. В ней он пробыл 18 лет. Первые три года — без газет, радио. В 1988-м Ильина перевели в ленинградскую психбольницу. Там он наконец увидел людей — рядом с ним лечили еще четырех. А в марте 1990 года Военная коллегия Верховного суда СССР постановила освободить Виктора Ильина как такого, кто больше не составляет общественной угрозы. Выйдя на волю, он начал добиваться выплаты ему задолженности по зарплате за 20 лет. Дело выиграл, потому что из армии его официально не увольняли, два десятилетия считали на больничном. Получил однокомнатную квартиру в Ленинграде.
Сейчас Виктор Ильин на пенсии. Говорит, сожалеет, что убил ни в чем не виноватого водителя.
10 человек вошло в так называемую "выездную охрану" генсека ЦК КПСС Леонида Брежнева: по три в смене плюс один на подмене. Ее создали после покушения в январе 1969-го. До тех пор у него было три охранника, как и у любого другого члена политбюро: руководитель охраны и два заместителя. К кандидатам в члены политбюро приставляли двух охранников, к секретарям ЦК — одного. После выстрелов у Боровицких ворот произошли значительные перемены в системе охраны не только генерального секретаря, но и других партийных руководителей. В КГБ создали антитеррористическое подразделение "Альфа". Автомобилестроители получили срочный заказ увеличить пуленепробиваемость стекла.
Комментарии
1