19 июня Марине Фетисовой, 25 лет, из города Славянск Донецкой области через разрез в бедре заменили 22-сантиметровый участок аорты от сердца. Собственная растянулась и могла порваться. Поставили протез сосуда, специально изготовленного для нее. В Украине такую операцию сделали впервые. В мире их провели 60.
- Сразу стала на человека похожа. Всю жизнь была серая, с кругами под глазами, - говорит по-русски ее мать 50-летняя Ирина Викторовна. - Родилась с пороком сердца. Врачи говорили, что перерастет. Была слабенькой, часто болела, одна ножка длиннее другой. Падала в обморок в школе на линейках. Таскала ее по педиатрам. Те послушают, скажут, что все хорошо. Выпишут таблеток от простуды - и все.
Разговариваем в столичном Институте сердечно-сосудистой хирургии им. Амосова за день до выписки Марины. Она улыбчивая, с хорошим макияжем и маникюром. Работает на железной дороге оператором компьютерного набора.
- Узнала о болезни 10 лет тому назад. Ложилась спать, вдруг стало плохо, отнялись ноги и подскочило давление. Сразу положили в местную больницу. Сказали, что у меня грипп с осложнениями. В конечном итоге направили в Харьков на томограф, оттуда - на "скорой" в реанимацию института Амосова. Там сказали, что необходима операция с разрезом грудной клетки, но не перенесу ее.
Тогда Марине ставили капельницы. За три недели постепенно возобновили чувствительность ног.
- Медсестрички увидели, как плачу, позвали к себе, - рассказывает мать. - Жила у них, а сюда приходила. Устроилась уборщицей на три недели, пока дочка здесь лежала. Потом каждых полгода приезжали на консультацию и останавливались у них. Профессор говорил, что с операцией не стоит спешить, потому что Марине становилось лучше. Все эти 10 лет она была между жизнью и смертью.
Девушка не ходила на физкультуру, не носила тяжелого. Не могла стоять больше получаса.
- Ежедневно было неуправляемое давление - ночью низкое, а днем высокое, - вспоминает Марина. - Просыпалась от головокружения. Но не могла встать с кровати. В транспорте бабушки ругали, что не уступаю место. Врачи говорили сидеть дома на группе, но я скрывала болезнь. Хотела быть как все.
- В этом году повезло, - добавляет мать. - В феврале пошли на консультацию. Врач Богдан Черпак предложил поставить протез. Заказали в Америке, ждали два месяца. Нам вышло бесплатно. Будем за этих врачей молиться всю жизнь.
После замены аорты Марина меньше суток была в реанимации. На следующий день могла пить и есть.
- Сказали, что через месяц смогу жить как нормальные люди. Хочу замуж и ребенка, потому что у старшей сестры уже есть. Жених в октябре возвращается из армии. Познакомились в интернете, потому что из-за болезни нигде не бывала.
Ежегодно в искусственных сосудах нуждаются 70 украинцев
- Аневризма аорты - это угроза смерти, - говорит профессор, завотделением рентгенохирургии сердца Юрий Паничкин. - Марине надо было заменить большой участок сосуда от шеи до органов таза. На Западе в таких случаях делают пересадку касательных сосудов, а потом ставят протез аорты. Это тяжелая операция, которую не каждый перенесет. На заводе в Штатах отлили точную копию аорты Марины и изготовили протез на металлическом каркасе, покрытый тефлоном. Стоит 130 тысяч гривен.
Установили его через разрез в паху - в бедренной артерии. Скручивается в трубочку, а внутри раскрывается и устилает сосуд изнутри. Катетером завели к сердцу.
- В мире сейчас делают больше таких вмешательств, потому что безопаснее открытых операций. У нас наоборот, потому что протезы дорогие. В прошлом году государство закупило пять, в 2013-ом - восемь. Ежегодно в Украине в них нуждаются 70 пациентов.
Чаще всего аорта расслаивается у людей 40-60 лет с нелеченой гипертонией или из-за инфекций. У молодых - после автокатастроф.
















Комментарии