
Винничанин 8-летний Артем Кудла родился с белым пятном на глазу. С линзами правый глаз видит на 5%, левый — на 12%.
— Врачи допускали инфекцию в утробе матери. У старшей 12-летней дочки все в порядке, — рассказывает отец Сергей Кудла, 38 лет. — Перенес 20 наркозов и четыре операции. Первый наркоз — в полтора месяца, чтобы обследовать глаза. Не было и года, когда прооперировали. После последней операции зрение перестало падать.
Родители каждых полгода возят сына в Институт глазных болезней им. Филатова в Одессу. Врачи ничего не прогнозируют. Для поддержания зрения Артему закапывают лекарства в глаза три раза до начала школьных уроков, четыре раза — после.
— Главное — не ослепнуть. А так ребенок живет нормально. Просто все дается в пяти раз тяжелее, — говорит отец. — Долго учились завязывать шнурки, одеваться. Так как нужно прощупать тот шов, чтобы наизнанку колготки или гольфик не натянуть. Трудно вырезать что-то ножницами. Не попадает в строку, когда пишет.
Год тому назад мальчик пошел в музыкальную школу, учится играть на скрипке. Ноты изучает с лупой, потому что мелкие.
— Зато усидчивый, любит спокойные игры. Как-то с дочкой разбирали задачку шестого класса. Так он устно посчитал и сказал ответ. Мы были шокированы. Мыслит быстро, а двигаться так не может. В футбол играем с ним вдвоем и медленно. Если игроков будет много, быстро мяч будут передавать. Он этого не увидит.
Глаза парня не могут сконцентрироваться. За метр не различает людей одинакового роста, в одежде тех же цветов.
— Таким раньше у нас была одна дорога — в интернат. Улучшить зрение не удастся. Нужно поддерживать, чтобы не ухудшалось. Мы с женой хотели, чтобы сын чувствовал себя полноценным. Никогда не заостряли внимание на его зрении. Говорили, что должен быть внимательнее, чем другие дети. Потому что может идти и зацепиться о бордюр, ветвь.
В прошлом году с другими родителями Сергей Кудла предложил создать класс для детей с недостатком зрения на базе школы №16 в Виннице. Говорят, подобных в Украине нет. В городе таких учеников семеро. В начале учебного года родители трех первоклассников решили отдать их в обычные классы, потому что у них зрение получше.
Спецкласс — две комнаты возле школьных дверей. В первой дети переодеваются, складывают вещи. Во второй у окна четыре одноместные парты, стеллажи с раздаточным материалом. В другом конце комнаты — столы с настольными играми и ковер. Здесь дети отдыхают. На перемене Артем Кудла с Кристиной Гуцол складывают мозаику. Девочка — в затемненных очках, потому что боится света. Андрей Педин и Надежда Немиш играют с мячом.
— Парты и разлинованная доска матовые, чтобы не отблескивали. Таблицы, плакаты увеличенные. В тетрадях большие клеточки и линии, — учитель-тифлопедагог спецкласса для детей с недостатками зрения 23-летняя Евгения Сацкая открывает тетрадь. Клеточки хорошо наведены и почти вдвое больше обычных. — Заказали рабочие тетради в спец¬интернате. Ездили в Козятинский район, чтобы нас проконсультировали.
Подходит к стеллажу, листает альбом с прописями. Рядом тетрадь "Офтальмопедия".
— В нем дети делают задание. Разрисовывают фигуры цветными карандашами, — говорит.
На уроке чтения ученики прикладывают к строкам "Букваря" черную линейку с прямоугольным окошком посередине. Помогает сосредоточиться на строке, которую читают.
— Мне не видно мелких букв, — Артем достает из портфеля лупу. Подсвечивает ею шрифт в "Букваре". Низко сгибается над страницей. Медленно вслух читает предложение.
Урок природоведения проводят на улице. Учитель рассказывает о воздухе. Дети слушают, отвечают на вопросы, вдыхают и выдыхают. Возвращаются в класс.
Следующий урок, по лечебной физкультуре, начинает учитель-инструктор 23-летняя Анна Соколова. Ученики занимаются два раза в неделю. Завершают упражнениями для зрения. Дважды в неделю в свободные от физкультуры дни плавают в бассейне.
— Благодаря плаванию наша Надя Немеш раскрылась. Сначала боялась отпустить руку тренера. А теперь даже нырнуть может сама, — говорит Евгения Сацкая. — Андрей Педин вообще как рыба в воде, хотя и видит только одним глазом. А после обеда мы ходим на экскурсии. Учимся правильно вести себя на дороге, в магазине. Планируем пойти в трамвайное депо. Чтобы дети могли спокойно разглядеть транспорт, потренироваться заходить и выходить без помощи. Они видят одни двери, когда на остановку приходит вагон. А там узнают, что заходить можно не только на одни. Научить их чувствовать себя спокойно и уверенно — главное наше задание.
Комментарии