пятница, 12 июля 2013 17:26

"Три истории Галичины" стал первым украинским фильмом, который путешествуетпо континентам
5

Фото: Фото: Кристина Грищук
Показ фильма в Польше

Первые отснятые кадры к документальному фильмы "Три истории Галичины" показывали в Соединенных Штатах Америки на благотворительных вечерах, ведь таким образом режиссеры Сара Фаргат и Ольга Онишко смогли собрать пожертвования на постановку целого документа. Весной 2010 года "Три истории Галичины" показали на фестивале в Каннах. Летом 2010 фильм с волнующей премьерой увидел Львов. Три года этот украинско-американский фильм о истории еврея, украинки и поляка путешествует по миру.

Пришло время и Польши, где в июне-июле этого года проведены памятные мероприятия событий на Волыни и Галичине. Инавгурурация европейского тура документального фильма "Три истории Галичины" состоялась 29 мая в Варшаве с премьерой польской версии фильма в Музее истории польских евреев.

На каждом показе в десяти городах западной и центрально-восточной Европы состоялся разговор с участием одной из режиссеров фильма Ольги Онишко с приглашенными гостями и обсуждены важные вопросы исторической памяти, которые чаще всего нуждались в достаточно детальном объяснении.

В Варшаве премьеру показа модерировал Павел Смоленски - известный польский журналист "Газеты Выборчей", который занимается вопросами украинского-польского взаимопонимания и, суммируя, высказал мнение, что для примирения слово "только" могут сказать только те, кто так крепко желал мести. Также важно, что в разговоре с режиссером Ольгой Онишко в этот вечер принял участие известный польский публицист Константы Геберта, который обсудил польско-украинский конфликт по сравнению с сербско-боснийским и странами бывшей Югославии. В Вене встречу провел известный австрийский украинист - профессор Михаэль Мозер. Также в Риме Оксана Пахлевская - профессор университета "Ла Сапьенца", отметила значимость обсуждения вопроса польско-украинского примирения в ускорении присоединения Украины к евросообществу.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Еврей, украинка и поляк рассказывают три истории Галичины

Режиссер Ольга Онишко рассказала как находить общий язык и заинтересовывать европейского зрителя обсуждать щекотливые вопросы, рассказанные в "Трех историях Галичины":

Еврпейский тур фильма "Три истории Галичины" состоялся как раз ближе к годовщине польско-украинских трагических событий на Волыни в 40-х годах прошлого века. Расскажитео публике, которая была на показах в Европе. Она более знакома с историей польско-украинских событий тех времен?Удивили ли кого-то"Три истории Галичины"?

Весной 2011 года мы начали турне, которое имеет целью представить "Три истории Галичины" на мировом уровне. Каждый можете присоединиться к нашей кампании и показывать фильм в своей стране, своем окружении или организации.

В каждом из десяти городов пришли люди, которые хотели знать больше на эту тему, кому не безразлично и которым это нужно. Ожидание, что могут быть слезы, могут быть слова боли и долговечной обиды оправдались. Были слова благодарности и откровения, ибо еще ни один показ не обошелся без них. Для меня как для режиссера, каждая реакция зрителя одинаково дорога, потому что понимаю и уважаю то, что за ней стоит. Я знала на что иду, когда начинала работу над фильмом.

Чаще всего зрители спрашивали о бюджете фильма и часто не верили, что можно за независимый минимальный бюджет в 150 000 долларов снять этот фильм. Тоже слышали слова похвалы за прекрасно раскрытые драматические образы еврейской и украинской истории, и, кроме того, польская история отца Бартминского вызвала вопросы, потому что он представляет в своем лице примирение на территории польско-украинского конфликта. При обсуждении поделилась со зрителями, что сначала у нас был другой герой последней части фильма, поляк, умершему так и не дорозказав свою историю. Затем героиней третьей истории была госпожа Зузанна, которая была домашней хозяйкой у отца Бартминского. История на самом деле трагическая, потому что ее отца и мужа убили во время событий на Волыни и Галичине. Но вместо этого мы узнали еще о страшном преступлении, которое совершили эти мужчины для своей односельчанки и при монтаже фильма мы поняли, что не хотим рассказывать эту историю. Это был наш выбор сделать отца Бартминского высшим над всеми нами, экранизировать то, что он показывает нам как жить дальше.

Если мы сами не рассказываем историю, то ее рассказывают за нас. В прошлом году фильм "В темноте" польского режиссера Агнешки Холланд в шестерке лучших номинировался на Оскар. Вспомним, что в фильме показаны два героя украинца и оба образа отрицательные, представленные коллаборационистами с нацистской властью во Львове. И подобных фильмов много. В Украине существует традиция, когда полемику между собой ведут историки польские и украинские. По Вашему мнению, стоит ли так же поступать режиссерам? Ведь до сих пор никто не дал ответ. Например, госпожа Холланд, которая на премьерном показе "В темноте" во Львове сказала, что украинцы сами должны снимать положительные фильмы о себе.

На показах в Польше во Вроцлаве и Перемышле мне сказали, что наша третья история в фильме на самом деле не польская, потому что не показывает конфликт между поляками и украинцами. Но это был авторский выбор. Так же, как и фильм "В темноте".

Считаю, что работа режиссера - это не выпад навстречу фехтовальщику (образ близок, так как попробовала и то и другое). Каждая режиссерская работа - это поиск ответов на вопросы, которые мучают, в первую очередь тебя. Когда начинаешь бросать вызовы и доказывать свою правоту, можешь легко подорваться на мине, которой боится каждый режиссер - потеря интереса зрителя. Потому что именно зритель - очень скомпликованное и чувствительное создание, которое чувствует, что идет не от сердца и мгновенно делается неинтересно. Поэтому я не занималась бы тем, чтобы снять такой фильм, чтобы "достойно" ответить госпоже Холланд, потому что это вышла бы сплошная тошнота. Каждый режиссер знает, каким Сизифовым труд являются съемки фильма, и очень уважаю работу госпожи Холланд. Что касается самого фильма "В темноте", то собственно как украинский зритель я потеряла интерес к фильму, когда началось знакомое мне деление на положительных и отрицательных героев по национальным признакам. Жизнь во время войны так "просто" не делилась, и это не было схвачено, хотя анонс фильма этого не декларировал.

Показ фильма "Три истории Галичины" в Гданьске модерировала культурная деятельница и переводчица Иоанна Цеплинска, которая к тому же сейчас консультирует по украинскому этнологическому вопросу известного в Польше режиссера Войцеха Смажовски, который пишет сценарий к фильму о Волынской трагедии. Этого режиссера называют "польским Квентином Тарантино", потому что снимает довольно конфликтные фильмы. Это, оказывается, будет первый художественный фильм на тему событий на Волыни. Смажовски говорит, что еще не уверен, каким будет сюжет фильма, но хочет показать две стороны конфликта. Также упомянул в одном интервью для польского портала Kinoradio.pl, что было бы идеально, еслибы  украинскую часть фильма о Волыни снял именно украинский режиссер, но не видит такого коллеги, который был бы с ним на "той же волне", и того же возраста.

Что Вы могли посоветовать Смажовскому со своей стороны, чтобы снять фильм на такую ??щекотливую тему?

Я не очень известный режиссер, но не только потому - советовать другому режиссеру в таком личном деле ничего не буду. Это дело совести господина Смажовского - сделать фильм о трагедии человеческой, где жизнь и смерть поляков имеет такую ??же стоимость, как жизнь и смерть украинцев. Это большая ответственность перед памятью каждой невинной жертвы. Уже неважно кто виноват - это вопрос для мертвых. Вопросы для живых - как сделать, чтобы это больше не повторилось.

Также вспомню, что обсуждение в Гданьске 13 июня после показа "Три истории Галичины" продолжалось более двух часов. Это наверное самый поучительный опыт всех городов и мы смогли увидеть, что там люди и по сей день требуют обсуждать вопрос Волыни, кажется им хочется еще больше, чем в Перемышле.

Только попутно акцентирую, что "все стороны конфликта" - это то, что меня интересует как режиссера, и как человека, очень интересует.

В этом июне фильм Ольги Онишко и Сары Фаргат "Три истории Галичины" посмотрели зрители Польши, Австрии, Германии, Италии и Испании. Перемьерний показ в Варшаве, далее в Перемышле, Кракове, Вене, Барселоне, два показа в Риме, Вроцлаве, Гданьске, Берлине, а также Мюнхене. Фильм путешествует дальше.

Так, несколько сотен людей во время презентаций обсудили и передали дальше вопрос важной темы примирения между народами, прежде всего, польским и украинским.

Сейчас вы читаете новость «"Три истории Галичины" стал первым украинским фильмом, который путешествуетпо континентам». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

7

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі