Ексклюзивы
понедельник, 23 ноября 2015 14:52

Современная анимация - это вымышленные миры и городские истории. Не только казаки

Мультфильмы из 33 стран показали на Международном анимационном фестивале "Крок". Он прошел с 19 по 22 ноября в киевском Доме кино. При идеальном содействие, индустрию украинской анимации можно было бы построить за три-пять лет, считает руководитель анимационной студии "Тунгуру" Владимир Лыков
В каких условиях вы запускаете работу фонда "Первый национальный мультсериал"?

Украинский анимационной индустрии мешает закрытость систем. Образование ориентируется на арт-кино, которое можно увидеть только на фестивалях. Финансовых возможностей телеканалов мы, аниматоры, не знаем. Они не знают о наших производственные возможности. Поняв, что ситуация патовая, начали искать варианты. Будем пробовать собирать деньги у простых людей. Создали фонд "Первый национальный мульт-сериал". Для создания пятиминутной серии нужно собрать 100 тыс. грн.

Надо дать время, чтобы украинская анимация и кино поднялись. Все должно быть демократичнее и прозрачнее. Кроме внешней изоляции имеем внутреннюю. Элементарно мало знаем, что происходит в других местах. Там в свою очередь не знают, что происходит в Киеве. Хотя и говорим, что у нас все должно быть по-европейски, но все по-старому. В школе в одном А классе учимся и гоним все время на Б класс. Хотя, что мы о них реально знаем? Затем это масштабируется до уровня областей, стран. Украинцы с детства должны переходить в другие классы, познавать другие. Ходим тем же улицам ежедневно, мало путешествуем. От замкнутости нашего мира такие проблемы.

Из опыта работы над российскими сериалами знаю если мультфильм потенциально можно продать за границу, его пытаются делать универсальным. Нанимают для этого консультантов по культурных, бытовых различиях. Например, во всех странах есть подоконник, к которым мы привыкли. Хотя иностранцы к таким вещам проще относятся. Наша аудитория критическая к информации. Не соглашусь, что Украинский зритель имеет терпеть. Но если есть поддержка, доброжелательность, то в такой среде будет больше создаваться. Не там же, где тебе говорят: какие мультики, иди вагоны разгружают.

В Индии, Малайзии, Кореи крупные американские европейские студии размещают филиалы. Если мы сможем разработать подобные предложения - выйдем на мировые рынки. Главное - не растерять таланты.

Сколько вообще стоит на сегодня производство анимации?

Пять лет назад классическая рисованная диснеевская анимация - где сложные фоны и многие персонажи - стоила 170 долларов в секунду. Сейчас упала в цене, потому что есть возможность при больших объемах заказать в Китае по 5 долларов. В авторских работах возвращаются к рисованной техники. Потому что нужно только бумагу и сканер. Потому что если планшет за несколько тысяч приобрести, а к нему еще и программу за несколько тысяч, это не падает неоткуда. В Украине стоимость готового продукта "под ключ" - 2 тыс долларов за минуту и ​​15-20 тыс в минуту 3D - анимации. По полнометражный прокатный фильм - 4-5 млн, тогда как его европейские сметы - 15-20 миллионов.

В течение 2010 - 2014 годов в Европе создали 250 мультфильмов. Это пятая часть всего кинопроизводства и 14 процентов прибыли кинотеатров. В США за прошлый год на анимацию сходило 179 млн. Человек, в Европе - 168 млн. Бельгия - страна, в которой сильные комиксы, экспортирует анимацию в 20 стран мира, Финляндия - в 12.

Расскажите о своей студии


Мы создали студию в 2003-м, за 12 лет сами научились делать мультфильмы. Костяк из пяти человек существует уже семь лет. Сами проанализировали, как это делается. Когда приезжали специалисты из разных городов, стран и рассказывали - это был как глоток свежего воздуха. Понимал, насколько нам не хватает информации. Первый проект от студии "Тунгуру" - это были мультипликационные новости. Нас всегда сопровождал пародийный веселый жанр. В 2012-м снимали сериал "Футбол по-украински", который шел на канале "Украина". Затем должны были делать мультики "УЕФАмили" под Евро о каждой сборную. После четырех команд финансирования закончилось. Производство было общее с компанией "Мультиарена". Спонсором мульт-сериала выступил Донгорбанк, телеканал просто предоставил площадку для показа.

 

Из Донецка наша студия разъехалась по разным городам. Сценарист в Мариуполе, трое художников в Киеве, аниматор Римма Такахаши (Симонова) переехала в Японию. Специалистов в Украине можно сравнить с хорошим семенами. У нас действительно хорошие анимационные школы. Но теперь представьте, что этих семян в вас немного, хватает засеять небольшой участок земли, урожая с которого станет на одну буханку хлеба. В то же время в Европе или США засевают целые поля, а урожай собирают комбайнами. То есть, доброе семя есть, но условий для того, чтобы оно могло прорасти - нет. Это как со спортом - невозможно выиграть олимпийскую медаль, если в стране отсутствуют детские спортивные школы, тренеры, стадионы. Анимация - это модно, но это адски трудно. Александр Татарский сказал, что анимация - это железобетонная задница.

В регионах проблема - отделы культуры вообще не понимают, что это такое. Когда разговариваешь с чиновником, показываешь мультфильм, он говорит: ну у нас во Дворце пионеров тоже есть дети, которые рисуют. Разве на анимацию надо деньги, если есть дети, которые могут слепить мультфильм сами? Думал, приедем в Киев, где все прогрессивно, пойдем в художественные школы, договоримся о курсах анимации. А получилось: вы их научите мультяшки делать? Они и так их рисуют, забудут о классическая живопись.
Мы как профессионалы этот путь прошли. У нас все художники обладают сильной классической школой. И мне жаль, что эти ребята не могут выехать за границу поучиться. Пришли к нам в студию 16-летними, сейчас им 28 Шофер из Дании может себе позволить купить билет и прилететь в Украину, а художник-аниматор прилететь в Копенгаген не может.

По сути мы должны общаться с государственными мужами, предпринимателями, а говорить не с кем. Это проблема общества - не с кем разговаривать. Возможно, это связано с менталитетом, когда деньги решают все. Телеканалы имеют четкие доминанты - не рисковать показывать украинскую анимацию. А это ошибка, творческий потенциал может выстреливать.

Участие некоторых украинских специалистов в сериале "Фиксики" это своеобразный маячок для украинских тв-каналов и бизнесменов. В Украине могут создавать качественный анимационный продукт!
. "Фиксики" разрабатывали несколько лет. Сначала ни один канал не хотел брать, боялись потери в рейтингах. Но одна из центральных московских телекомпаний заинтересовалась "Фиксики" еще на стадии проекта. Купила судьбу, стала соинвестором. Производители получили гарантированный эфир на нескольких каналах.

 

В Украине возможен подобный подход к анимации?


От украинских телеканалов мы преимущественно сейчас слышим: не верим, не можете создать что-то стоящее. А надо верить, создавать условия. При идеальном содействии индустрию анимации построили бы за три-пять лет. Украинские аниматоры не могут свободно дышать, когда думают, что будут есть в следующем месяце. Поэтому происходит сильный отток аниматоров в гейм-индустрию. В компьютерных играх все понятно. С анимацией сложнее. Она должна существовать для двух вещей - зарабатывать деньги и при этом воспитывать.

Еще проблема в менталитете и потому, что мы - сырьевая страна. Живем с угля, железа, добытого из земли. А вся современная экономика держится на талантах людей. Поэтому очень важно, как гражданин страны воспитывается, какие мультфильмы смотрит в детстве. Информационная политика должна быть в том, что Украина - современное интеллектуальная страна, создает интеллектуальный продукт. Нашим политикам выгодно, чтобы ты жил в маленьком городке, ходил на завод, пил пивас, смотрел телевизор. Мы должны развивать сильные личности, которые были бы конкурентоспособными в мире. Тогда нас будут уважать.

Пересмотрел множество образовательных роликов BBC. Британцы не заморачиваются по поводу качества. Делают ровно настолько, насколько нужно, чтобы решить задачу. Силуэт и два глаза, впечатление такое, что их рисовал первоклассник. Но под это качественный звуковой ряд для изучения иностранных языков. Перспективная штука образовательная анимация - в мире это уже гигантский рынок.

Культура - это самое важное, что есть в стране. Через анимацию другие культуры привлекают. Дети мечтают поехать в США, Великобританию, Японию, потому что видели такое кино, потому что там живется классно, а здесь грустно и не весело.

Есть соотношение бизнеса и систем ценностей. Индусы собственную текстильную промышленность как подняли? Решили однажды: хоть у нас и дороже, но покупать свое. Когда покупаем чужое - беднее, когда производим - продаем.

В США крупные конференции анимации происходят каждые полгода. Pixar именно на одной из них показали первый 3D-мультик. А у нас на есть пару фестивалей осенью. Ну как дела? - Плохо, и у нас. И так до следующего года. Есть внедрить культуру веры в собственные силы.

Украина всегда славилась талантами. Надо мониторить, например, тех, кто рисует комиксы. Сейчас мы нашли одну девочку-самородок. 14-летняя киевлянка Саша рисует истории о собаках, которые попадают в различные фантастические приключения. По потенциалу ее работы можно сравнить с "My Little Poney" (в Украине мультсериал идет как "Дружба - это чудо" - "Страна").
Если Украина хочет построить индустрию анимации, должны быть заинтересованы в любом художнику, который рисует. Анимация - это когда обращаешь внимание, что фильм сделан с любовью.

В нас нет опыта производства экранного времени. Хорошего аниматора надо растить с 12 лет за советами Международной ассоциации аниматоров. Откуда взять кадры? Невозможно за полгода научить анимировать до уровня ощущения персонажей. У нас же нет современных школ анимации. Специалисты уровня Pixar в Украине есть, но предпочитают сотрудничать с западом.

Любое кино базируется на этноистории, истории большого города или вымышленных мирах. Современная анимация - это прежде всего вымышленные миры и городские истории. Муми-тролли, Смурфики, Фиксики. Не только казаки! Голливуд же не снимает только про ковбоев и индейцев. Городские истории - это прежде всего интерес к обычным личностей, которые попадают в какую-то необычную ситуацию. Очень сильные культурные волны идут, например, от Человека-Паука. Так же у нас должно быть интерес к личности. А у нас в информационной политике присутствуют лозунги, большие цели, в которых отдельный индивидуум не участвует.

В Украине если делаешь флэш-анимацию, то есть компьютерный мультфильм, сразу слышишь "Да что вы, вот классики - это сила". А на самом деле британцы научились и в этой технике делать фильмы такого уровня, что зажигают весь мир. Кто сейчас не знает сериал "Свинка Пеппа"? Ну свинья и свинья. А оказывается, что их четверо свиней, существующих в своем в свински мире. Гениального рисунке нет, есть грамотный персонаж, который начинает оживать. У него есть характер, история. У сериала есть формат, темпоритм, настроение, эмоциональная подача. Есть доверие родителей. Они оставят детей рядом с экраном, точно зная, что свинье не перебьют друг друга, а папа свиней не напьется и не устроит дебош.

Мультфильм - это сейчас не только то, что мы видим на экране. В Японии есть сериал, в котором подростки с помощью волшебных духов попадают в другой мир. Все магазины страны завалены бутылками-медальоны, как в мультперсонажей. Дети играют в это на улицах, в парках целые шоу импровизированные происходят. Украинский не хватает мультимедийности, когда анимационный персонаж переходит в комикс, спектакль, шоу-программу. Во Франции анимация имеет очень сильную государственную поддержку. Неужели когда в Киев проходят дни французской анимации, нас не цепляет, что имеем что-то показать в свою очередь в Париже?

Владимир Лыков, 38 лет

Родился в Макеевке Донецкой области. Окончил Донецкий политехнический институт. Творчеством занимается с 7-го класса. В 1996-м стал лучшим актером Донецкой лиги КВН.
- В 25 лет стал перед выбором: идти работать в банк или в творчество, - вспоминает. - Выбрал второе и мы создали анимационную студию "Тунгуру". Об этом я вообще не жалею. Правда, за 6 лет у меня для моего возраста появилось много седых волос.
В 2005-м получили Грант от Президента Украины для талантливой молодежи.
В начале своей работы создали проект "Дурдом" - пародию на российское реалити-шоу "Дом", а также "мультТВ", где выпуски были в виде новостей. В 2007 году студия стала известна широкой публике благодаря сериалу "UmaNetto", пародии на сериал "Не родись красивой". Его создали по заказу авторов оригинала - телекомпании "Амедиа".
Затем студия выпустила мультипликационный сериал "Футбол по-украински", который состоит из коротких юмористических сюжетов о командах украинской Премьер-лиги. Каждая серия обыгрывала ассоциации с городом, откуда родом футбольная команда, а также региональный колорит. В 2013 году для футбольного клуба "Шахтер" выпустили новогодний мультфильм, где футболисты выполняют на музыкальных инструментах попурри из известных песен.
Для российского мульт-сериала "Фиксики" по мотивам повести Эдуарда Успенского "Гарантийные человечки" студия участвовала в разработке 2D-вставок посвященные какому-то из приборов: холодильник, флэш-карта, замок, утюг.
Живет в Киеве, женат, имеет дочь Марию.

Сейчас вы читаете новость «Современная анимация - это вымышленные миры и городские истории. Не только казаки». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі