Ексклюзивы
пятница, 16 января 2015 19:24

"Социальные сети - двигатель независимого кино" - директор кинофестиваля Raindance

"Социальные сети - двигатель независимого кино" - директор кинофестиваля Raindance

Сегодня режиссер Кристофер Нолан собирает аншлаги по всему миру своими хитами "Интерстеллар", "Темный рыцарь" и т.д. Однако первый свой фильм он показывал на дешевой пленке в одном-единственном кинотеатре. Генри Мур был признан одним из самых влиятельных скульпторов ХХ века. При этом пластику он изучал по речных камешкам. Об этом, а также о неотъемлемости социальных медиа от независимого кино и о страшном монстре по имени NetflixGazeta.ua рассказывает директор лондонского фестиваля независимого кино Raindance Эллиот Гроув.

Сколько независимых короткометражек ежегодно снимается в Британии?

Точное число неизвестно. Думаю, их около пяти тысяч. Часть из них снята буквально за один фунт – просто на мобильник.

Какой наиболее успешный в коммерческом плане независимый фильм вы встречали из тех, что были сняты за небольшие деньги?

В 1998 году я посмотрел фильм "Преследование" (Following) на то время неизвестного молодого парня по имени Кристофер Нолан. Эта картина была снята примерно за $10 тыс. Она собрала награды по всему миру (Роттердам, Сан-Франциско и т.д.). Когда фильм вышел в прокат в Лондоне, то он показывался только на одном экране на 35 мм пленке. И каждый вечер все билеты на этот сеанс были выкуплены. Поэтому дистрибьютор был вынужден сделать еще одну копию ленты. В результате она собрала более $ 100 тыс.

Все последующие фильмы Нолана собирали большие бокс-офисы, которые в несколько раз превосходили их бюджеты. А две его картины из трилогии "Темный рыцарь" получили в кинотеатрах даже более $1 млрд.

Завершая разговор, Элиот Гроув попросил украинских режиссеров присылать фильмы на участие в кинофестивале Raindance.

Показывается ли независимое кино по британскому телевидению?

В исключительных случаях. Независимое кино в Британии показывается на фестивалях. В принципе, как и во всем мире. Даже онлайн кинотеатры не заинтересованы в независимых короткометражках. Причина проста - они не приносят денег.

Сегодня у всех, кто занимается независимым кинематографом в Европе, появился заклятый враг по имени Netflix. Это колоссальный онлайн канал, который предлагает своим пользователям огромный выбор самых разнообразных фильмов. Определенные из них он сам снимает. Например, очень успешный сериал "Карточный дом". И люди платят преимущественно за то, чтобы посмотреть новые части известных сериалов или прокатных хитов. При этом обычный зритель не обращает внимания на маленькие независимые фильмы, которые также выложены на этот ресурс. Его система построена таким образом, что автор ленты получает деньги только в том случае, если его фильм кто-нибудь посмотрел. И эта неприятная тенденция продлится еще два-три года.

Так как же режиссеру вернуть деньги, вложенные в независимый фильм?

Здесь кинематографистам надо брать пример с рок-н-рольщиков 60-70 годов. Чтобы выжить на своей музыке, музыканты "выходили на дорогу". Они путешествовали и играли на любых сценах, чтобы показать свою музыку и заработать какие-то деньги. Впоследствии, он любыми способами пытались выпустить диски и едва ли не собственноручно разносили их по магазинам. Поэтому фильммейкеры с готовой лентой на руках тоже должны "выходить на дорогу".

Кто-то делает это, просто объезжая города и показывая фильмы в кинотеатрах или киноклубах. А кто-то популяризирует их через Интернет. Поэтому сегодня для режиссера, снимающего независимое кино, просто необходимо быть во всех возможных социальных сетях. Ведь именно в них находится его потенциальный зритель. Если вас нет в социальных сетях - вас нет в кинематографе!

Онлайн кинофесты скоро вытеснят традиционные кинофестивали?

Не думаю. Подобные предчувствия были у людей примерно 40 лет назад, когда многие считали, что с появлением телевидения – перестанут ходить в кинотеатры. Но, как видим, этого не случилось. Думаю, люди и в дальнейшем будут ценить именно коллективные мероприятия. Однако традиционные кинофестивали отныне должны развивать мощную стратегию продвижения в Интернете. Едва ли не единственное, что сможет удержать внимание к традиционным кинофестивалям – это уникальный контент. Если там будут показывать мощные ленты, которые больше нигде не увидишь. Ну, и конечно мероприятия, вечеринки, алкоголь и другие события, которые объединяют людей.

В прошлом году в Украине стали очень популярны ленты формата "веб-документ". Они снимались на месте горячих событий и сразу выкладывались в Интернет. Именно в них события отображались гораздо точнее, чем в традиционных СМИ. Поэтому и доверие к ним у обычных людей намного больше. Популярны ли такие ленты в Британии?

Нет. Для нас обычным делом стало просматривать короткие видео, снятые прямо на мобильные телефоны непосредственными свидетелями событий. Однако у нас это не определяется в столь масштабную тенденцию, как у вас. Конечно, одна из причин популяризации такого кино - в том, что Украина сейчас переживает очень важные политические события.

Большинство программных директоров мировых кинофестивалей, систематизируют фильмы разных стран по определенным тематикам. Например, во французском кино часто встречаются художники, в японском - якудза, а в постсоветском - Вторая Мировая и поезда. Вы согласны с подобной классификацией?

Да. Но киноманы придумали такую систематизацию для упрощения ориентации по мировому кинематографому. Это клише. А фестиваль Raindance призван разрушать любые клише.

Некоторое время вы работали вместе с гениальным скульптором Генри Муром. Каким он был в повседневном общений?

Он жил с очень четким распорядком дня. В восемь начинал работать в мастерской. В одиннадцать у него был ланч. И когда он шел из мастерской в свой очень простой фермерский дом, где жил с женой, то всегда выбирал самый длинный путь, блуждая по поляне, спускаясь по горочкам к воде и тому подобное. Во время этих непродолжительных прогулок он подбирал маленькие камешки и косточки. Однажды я увидел, как он перерисовывает их. Я спросил, зачем он тратит свое время на такое бессмысленное занятие, ведь к тому времени он уже создал много крупных, сложных работ в самых разнообразных материалах. На что он ответил: "Я доукомплектовывают свой словарь форм".

Завершая разговор, Элиот Гроув попросил украинских режиссеров присылать фильмы на участие в кинофестивале Raindance.

Сейчас вы читаете новость «"Социальные сети - двигатель независимого кино" - директор кинофестиваля Raindance». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі