О самых интересных художниках, художественных событиях, трендах 2016-го рассказывают куратор Мыстецького Арсенала Алиса Ложкина и преподаватель Академии искусств Ольга Балашова
Алиса Ложкина, культуролог, куратор Мыстецького Арсенала
Художники
В течение последних лет в современное искусство приходит все больше новых имен. Многие художники формируются вне "привычного" академического круга. Полем для их референций становится интернет или улица. Очень интересно следить за событиями, которые происходят вокруг KAMA (Киевская академия медиа искусств) - первой негосударственной организации, которая предлагает более или менее полноценные курсы для молодых художников. В условиях перманентного кризиса Академии искусств такие островки нового знания приобретают большое значение. Среди молодых художников, которые появились из КАМы, стоит отметить Веру Ганжу - киевскую художницу, которая невероятно интересно интерпретирует мировоззрение человека, сложившеесь социальными сетями и интернетом. Она делает коллажи, используя, например, сервисные сообщения в Фейсбуке, подчеркивая одиночество, фрустрацию и мучительный поиск Другого, характерный для жителей виртуальной реальности.
Очень активно продолжает проявлять себя поколение художников, которое сформировалось в течение последних 4-5 лет: Дарья Кольцова, Роман Михайлов, Никита Шаленный, Степан Рябченко, Зоя Орлова и многие другие. Среди них можно выделить Романа Минина, художника, который происходит из Донбасса и активно разрабатывает тематику жизни шахтеров, выработав свой собственный орнаментальный и очень узнаваемый язык. Роман Минин известен живописными картинами и витражами, основными героями которых являются шахтеры. Он стал знаковым персонажем для целого ряда культурных кругов. В этом году была на мастер-классе для молодых режиссеров и каждый второй участник ссылался на Минина, цитировал его. То есть художник является актуальным не только для узкопрофессионального художественного круга.
События
В этом году PinchukArtCentre обратил больше внимания на современное украинское искусство и открыл Исследовательскую платформу. Первым результатом ее работы стала выставка "Паркоммуна. Место. Сообщество. Явление", посвященной деятельности художников, связанных со сквотом "Паркоммуна" в Киеве в начале 1990-х. В рамках этого проекта была разработана широкая публичная программа - лекции, встречи с художниками, дискуссии с участием важных игроков сцены украинского искусства того времени. Такие серьезные и масштабные исследования давно уже были актуальны, ведь история современного украинского искусства до сих пор в определенной степени остается terra incognita. Так же в Украине не существует и Музея современного украинского искусства, о котором много говорят в последние годы.
Показательной стала история с отбором проекта для Национального украинского павильона на Венецианской биеннале, которая не обошлась без скандала. Министерство культуры пытается делать шаги навстречу современному искусству, выработать адекватные методы сотрудничества, но этот путь совсем не так прост, как хотелось бы. На этот раз была создана экспертная комиссия, которая выбрала для участия в биеннале 2017 проект "Купол" Ильи и Эмилии Кабаковых под кураторством Питера Дорошенко и Лилии Куделе. Илья Кабаков - всемирно известный постсоветский художник, имеющий условное отношение к Украине. Он родом из Днепра, но очень рано уехал учиться в Москву и с тех пор к Украине особого сентимента не проявлял. Очень показательно, что в этом году он решил сделать яркий политический жест, заявив о себе как об украинском художнике, но потом очень быстро передумал и, сославшись на проблемы со здоровьем и другие выставки, в которых он будет участвовать в 2017 году, отказался от участия в проекте. В конце концов кураторы заменили Кабакова на Бориса Михайлова, но это было очень неоднозначно воспринято в художественных кругах.
Наиболее посещаемым арт-проектом, наверное, стала выставка "Марія Примаченко. Неосяжне" в Мыстецьком Арсенале. И это еще раз подтвердило тенденцию, что после революции люди пытаются как можно глубже исследовать свою идентичность. Ранее также неожиданно популярной и успешной была выставка произведений Екатерины Билокур. Украинцы ищут свои корни, открывают заново собственную историю, ее героев. Общество очень быстро меняется, развиваются технологии. Часто люди к этому не готовы и стремятся скорее обращаться к своему прошлому, чем заглядывать в будущее.
Кстати, именно память и история стали основной фишкой для манипуляций массовым сознанием со стороны наших северных соседей и сегодня главным вопросом на повестке дня является "как разговаривать об истории и не попасть в ловушку пропаганды". С проблематикой анализа и интерпретации истории очень тонко и глубоко сегодня работают и украинские художники, например Никита Кадан.
В целом в искусстве этот год был, как всегда, насыщенный, еженедельно открывалось множество проектов, многие активности взяли на себя регионы. Очень важным проектом стал фестиваль ГалицияКульт, который в этом году проходил в Харькове. Культурный форум, собравший художников Галичины и Слобожанщины. Также более широкая инициатива организаторов проекта, направленная на ознакомление различных регионов Востока и Запада страны с культурой друг друга. Еще одним важным региональным событием стала выставка молодого украинского искусства "Килим" (около 20 современных украинских художников представили свое видение традиционного искусства). Сначала она открылась в пространстве Zenko Foundation в Татарове Ивано-Франковской области, а в течение всего года путешествовала по городам Украины - была показана во Львове, Харькове и в Киеве.
Тренды
2016-й и запомнился проведением конкурсов на должности руководителей культурных учреждений, с большим вопросом к их организации и широким обсуждением в социальных сетях. Наиболее резонансной стала история с Натальей Заболотной, которая проиграла два конкурса подряд - в Мыстецьком Арсенале и Национальном художественном музее, и пошла в автономное плавание, открыв собственную галерею. Широкую дискуссию также вызвала ситуация и с Львовской национальной галереей искусств имени Бориса Возницкого, которую возглавил политолог и культуролог Тарас Возняк. Однако, несмотря на апокалиптические ожидания некоторых специалистов, оба института продемонстрировали высокую адаптивность и продолжают активно развиваться уже с новыми лидерами. В целом мы проходим сложный период апробирования схемы конкурсных отборов. Как показывает практика, она требует совершенствования и адаптации к украинским реалиям.
В Академии искусств в последнее время происходят сдвиги. Приятно, что они идут снизу - от студенчества, начинает бороться за свое право на современное релевантное образование. В этом году, например, искусствоведы из Академии объединились вокруг альтернативного журнала "Оно". Заметной также стала акция по "созданию кафедры современного искусства" - событие, которое имело целью привлечь внимание руководства Академии к кризису в предлагаемой ею образовательной модели, где до сих пор не находится места для актуальных художественных практик (студенты объявили об открытии кафедры современного искусства, хотя на самом деле такого решения руководство не принимало).
Если обобщенно посмотреть на поколение, которое пришло после Майдана, то мы увидим значительную атомизацию художественных практик - на смену коллективистской динамике второй половины нулевых, когда художники объединялись в группировки, базирующиеся на общности не только эстетических, но и политических взглядов, пришло время "одиночек". Иногда кажется, что это является косвенным влиянием больших "мега-проектов" конца нулевых-начала 2010-х в PinchukArtCentre и Мыстецьком Арсенале - сегодня многие из художников хотят видеть себя в роли условного Аниша Капура или Дэмиена Херста, скорее чем быть ангажированными в исследовательские, совместные и активистские практики.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Ягодицы зарисованы черным фломастером
Ольга Балашова, искусствовед, преподаватель НАОМА
Художники
Для меня открытием стала художница Екатерина Ермолаева, родом из Донецка, которая в связи с событиями на востоке переехала в Киев. В этом году начался новый этап ее практики. Катя в прошлом году закончила курс "Современное искусство" в Школе визуальных коммуникаций Лады Наконечной, была на резиденции для художников "Простите, номеров нет" в Ужгороде, много выставлялась, в частности участвовала в Фестивале равенства в Довженко-центре, посвященного инаковости и дискриминации.
Художница работает на пределе постановочной фотографии и перфоманса. Она примеряет на себя разные идентичности, снимает фотосессии и выкладывает их в Инстаграм и в Фейсбук. Образы, которые она создает, очень разные - могут быть мужские или женские, отвязные, маргинальные и гламурные. Каждый раз она меняется до неузнаваемости и тем не менее, остается собой. Екатерина исследует пределы своей идентичности, расшатывает эти пределы. Кажется, что перевоплотиться очень просто, но в нашем патриархальном обществе изменение идентичности кажется почти невозможным. За Екатериной и ее перевоплощениями очень интересно наблюдать, особенно через социальные сети.
Cеред художественных проектов выделила бы "Тіні забутих предків", посвященный одноименному шедевру Параджанова. Выставки о кино - новый жанр для Украины. В залах Мыстецького Арсенала кураторы Андрей Алферов и Павел Гудимов раскрыли феномен успеха "Теней" и историю его создания. Авторы сделали хороший, качественный, популярный и в то же время популяризирующий проект. Получилась очень удачное сочетание: с одной стороны важная страница истории украинской культуры, а с другой - подача и актуализация темы как нельзя кстати средствами современного искусства: с помощью инсталляций, видео, комиксов современных художников, а также использование интервью с участниками и архивных материалов.
Тренды
Заметным явлением в культурной жизни стали конкурсы на должность руководителей государственных учреждений и разочарование процедурой их проведения. Это практика, о которой мы давно мечтали, которую хотели и добивались. Ротации на руководящие должности в сфере культуры назрели уже давно. Но воплощение этой идеи не всегда соответствовало ожиданиям. Не обошлись без скандалов процедуры отбора кандидатов в НХМУ, Львовскую картинную галерею им. Возницкого. Стало понятно, что давление "общественности" может быть не только конструктивным, но оказаться манипуляцией. В конце концов, мы стали на правильные рельсы, хотя наша история конкурсов еще очень молодая и нужно работать над процедурой.
Комментарии