суббота, 07 мая 2016 14:00

Победители Каннского кинофестиваля предсказывают будущее - критик
5

В жюри Международного каннского кинофестиваля есть чутье. Оно очень точно прогнозирует на будущее какие-то очень важные политические, социальные проблемы. Если на "Оскар" фильмы о чем-то значимом для мира выдвигают задним числом, то Канны - предвестники изменений.

О победителях Каннского кинофестиваля, которые стали такими предвестниками, рассказал кинокритик Антон Филатов.

Автор: kinopoisk.ru
 

1963, "Леопард", реж. Лукино Висконти, Франция, Италия

Лента итальянца Лукино Висконти показывает, как деградируют люди, которых называют аристократами, как разрушаются многовековые рода, проигрывают в соревновании с современным миром. Сюжет разворачивается в 1860 году, во время гражданской войны в Италии между республиканцами и сторонниками правящей династии Бурбонов. Князь Салина не хочет участвовать в политической борьбе, потому что понимает неотвратимость изменений. Его время "леопардов" уходит. Историческая картина переносит в предыдущий век, когда происходила индустриализация, активно развивалась промышленность. Но оказалась созвучной с 1960-ми. Если в свое время индустрия пришла на замену мануфактуре, то в середине ХХ века уже компьютеры начали перехватывать первенство в развитии экономики. Стало понятно, что будущее не за заводами, сталью, машинами, а за новыми технологиями.

Автор: kinopoisk.ru
 

1964, "Шербурские зонтики", реж. Жак Деми, Франция, Германия

Музыкальная мелодрама рассказывает о любви юной продавщицы зонтиков и простого автомеханика. Мужчину забирают в армию, а его любимая узнает о своей беременности. По требованию матери героиня выходит замуж за богатого ювелира. Через несколько лет бывшие влюбленные встречаются вновь. За два года "Золотую пальмовую ветвь" снова получает кино о любви - мелодрама Клода Лелуша "Мужчина и женщина". Рассказывает о молодых овдовевших мужчине и женщине.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В Киеве проведут "Каннский вечер"

Оба фильма оказались созвучными запросам тогдашнего общества. После Второй мировой возросла рождаемость вследствие возвращения солдат домой. Те дети, которые родились сразу после войны, в 1960-х уже были юношами. Это была романтическая эпоха, когда чувства были модными. Поэтому столь серьезный кинофестиваль, как Канны, ориентированный, прежде всего, на серьезное авторское кино, неожиданно отдает главные награды легкой мелодраме и романтической музыкальной ленте. Жюри предчувствовало эти веяния. Сделало реверанс в сторону современного поколения, молодых людей эпохи бэби-бума. Этим фестиваль показал, что именно такие молодые люди будут править миром.

Автор: kinopoisk.ru
 

1979, "Апокалипсис сегодня", реж. Фрэнсис Коппола, США

Картина бросает зрителя в самое пекло войны во Вьетнаме. С перерывом в 3 года на фестивале побеждали фильмы, изображающие тяжелую психологическую травму человека, вернувшегося из этой бойни. В 1976-м герой фильма "Таксист" Мартина Скорсезе в исполнении Роберта Де Ниро не может найти себя в этом мире, он лишний здесь. Привык к войне, поэтому в мире жить не может. Уже в декабре 1979-го СССР ввел свои войска в Афганистан. По схожему сценарию действовали и американцы во Вьетнаме за полтора десятилетия до этого. Империя снова напала на маленькую азиатскую страну. Но эта война становится большей проблемой именно империи. Канны в этом случае ничего не предсказали. Фильмы-победители фестиваля просто сделали диагностику актуального недуга, которым болели и Советский Союз, и США.

Автор: kinopoisk.ru
 

2010 г., "Дядюшка Бонми, который помнит свои прошлые жизни", реж. Апичатпонг Вирасетакул, Таиланд, Германия, Великобритания, Нидерланды, Франция, Испания

Узнав победителя фестиваля, многие воскликнул: "Какой на фиг Таиланд !?" На фестивале всегда есть фавориты и фильмы для массовки. "Дядюшка Бонми", все думали, в конкурсе оказался лишь для расширения географии. Таким образом Канны показывают, что интересуются не только кино из США, Франции, но и маленькими странами. Во время фестиваля очереди журналистов стояли к "спилбергам". Тайским режиссером никто не интересовался, а он победил.

Каннский фестиваль подчеркнул тенденцию, что в современном мире важные вещи не обязательно могут создавать большие страны. Великие открытия происходят и на периферии. Ребята из провинции могут оказаться впереди всей планеты. Например, как это произошло с белорусом Игорем Магазинником, который изобрел "Вайбер".

В 2010-м одним из главных претендентов на "Золотую пальмовую ветвь" был французский фильм "Вне закона" Рашида Бушареба. Лента рассказывает о борьбе за независимость в Алжире. За год эта североафриканская страна стала участником "арабской весны". В 19 странах региона прошли массовые протесты, государственные перевороты.

Автор: kinopoisk.ru
 

2015, "Дипан", реж. Жак Одияр, Франция

Летом прошлого года фото мертвого мальчика на берегу моря обошло весь мир. Беженцам из Ближнего Востока аплодируют стоя. Потом стали говорить о эмигрантском кризисе. Хотя еще в мае никто не понимал, почему фильм на эту тему получил награду в Каннах. "Дипан" рассказывает о трех эмигрантах из Шри-Ланки, которые живут в пригороде Парижа. С родины убегают из-за гражданской войны. Главный герой вынужден уехать в лагерь беженцев после завершения вооруженного конфликта. Хочет начать жизнь заново во Франции. Для получения политического убежища должен придумать убедительную историю. Он берет себе паспорт Дипана, умершего мужа. Просит незнакомых женщину и 9-летнюю девочку сыграть роль его семьи. В Европе эмигранты сталкиваются с ежедневным насилием и угрозой. Бывший солдат вспоминает свои навыки и защищает людей, которые стали его семьей. С одной стороны этот фильм можно назвать шедевром, а с другой - бездарным. Кино настолько необычное, что кажется недоделанным. Некоторые эпизоды сделаны некачественно, повторяющиеся персонажи играют плохо. Это ошибки на уровне студентов-кинематографистов начальных курсов. С другой стороны, отмечают, что этот фильм предвещает кино, которое будет сниматься в будущем, так будут писать сценарии. Просмотрев этот фильм через несколько лет, можно будет сделать вывод, действительно ли этот фильм заслужил награду. Режиссер Жак Одияра - экспериментатор, он сознательно использует такие методы.

Сейчас вы читаете новость «Победители Каннского кинофестиваля предсказывают будущее - критик». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі