Режиссер Флорис Кингма, десять лет снимает коммерческую и социальную рекламу. Женат, воспитывает 5-летнего сына Номана. Изредка, как и многие голландцы, покуривает травку.
Родился 11 июня 1974 в провинциальном городке Болсварт на севере Нидерландов. Родители-предприниматели мечтали, чтоб сын стал экономистом. Учиться отрпавили в престижный Гронингенский университет. По образованию специалист по финансовому управлению ИТ-проектами. Писать диплом отправился в Индию. Изучал влияние культуры на ИТ-менеджмент. "Тема была ближе к антропологии, чем к экономике, - вспоминает Флорис. - Преподаватели уже тогда поняли, что со мной что-то не так. А я подумал, что ежедневные походы в офис в костюме с галстуком — вот в этом точно что-то не так". После университета полгода жил в Дели. Проехал автостопом от Бангкока до Москвы. Вернулся в Нидерланды, влюбился в девушку, с которой перебрался в Амстердам. Работал продюсером местного телеканала AT5. В 2005 начал снимать коммерческую и социальную рекламу. Коллекционирует десятки наград, завоеванных на международных фестивалях. В Киеве провел бесплатный курс социальной рекламы от Molodiya Festival на Кинорезиденции ГогольFest.
В его переполненном графике только одно окошко, и то, чтоб перекусить. Флорис уверяет, что не голоден и расслаблено общается, словно отдыхает на берегу океана. Во время интервью в уютном кафе 41-летний режиссер снимает сандалии и почти ложится на кресло-мешок. На его футболке портрет Чувачка, любимого киногероя из фильма братьев Коэнов "Большой Лебовски".
- Моим первым рабочим местом был один из самых дурацких амстердамских баров. Зарабатывал на жизнь, общался с людьми. РОДИТЕЛИ РЕШИЛИ, ЧТО У МЕНЯ КРЫША ПОЕХАЛА. Папа бесился: "Я что, платил за твое образование на экономическом факультете, чтобы ты барменом стал?" А вот на телевидении я еще и деньги получал, когда учился работать в телестудии. Там, наверное, подумали: "О, у пареня экономическое образование, видать, не глупый". Вот и взяли. Работал там четыре года. Управлять медиапроцессами было классно, я наконец-то понял, чем хотел заниматься.
Социальную рекламу я начал снимать случайно. Ко мне как-то обратились чиновники с интересным просьбой. В Амстердаме есть служба по трудоустройству бездомных. Они помогают разгружать машины с вещами, если люди переезжают или перевозящих товары. Выполняют разные задачи за скромную плату. О них я и снял один из своих первых роликов. Хорошо получилось. Затем появилось много других заказов. Не скажу, сколько я зарабатываю на коммерческих заказах — пускай эта тема останется закрытой. Но за социальную рекламу я денег не беру. Общество в этом нуждается, я не шучу. Конечно, здесь все нужно менять. Ведь зрителю постоянно что-то запрещают - пить, курить, быстро ездить на мотоциклах. Людей запугивают различными болезнями, агрессивными роликами против насилия, вызывают чувство вины кадрами с детьми-сиротами. Это сплошной депресняк - и для чего такое снимать?
Людям нужно дать надежду. Я вот верю, что ПРАВИЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА МОЖЕТ МЕНЯТЬ ПОВЕДЕНИЕ ЛЮДЕЙ, влияя на мотивацию поступков. Один из моих любимых роликов называется "Как по-дурацки умереть" ("Dumb Ways to Die"). Он набрал 28 миллионов просмотров за две недели. Заказал его метрополитен города Мельбурна. По стандартам соцрекламы, это должна была быть трагическая история о маленьком мальчике, который бежит по платформе метро и запускает воздушного змея, а потом вдруг падает на рельсы и погибает под поездом. Все рыдают, конец фильма. Но автор оказался намного умнее. Он сделал анимацию о персонажах, которые случайно убивают себя в разных глупых ситуациях. В конце один из героев оказывается под колесами поезда. Этот ролик стал вирусным видео, и, в конце концов, зрители сделали выводы: "Слушайте, а ведь они правы, лучше быть посторожнее в метро".
Нужно очень тонко воздействовать на эмоции зрителей, особенно когда контрастируют сочувствие, страх, надежда. Если реклама призывает не курить - не снимайте вы больных раком, умирающих в муках. Покажите здорового человека, который отказался от сигарет и теперь здоров. Фокусируйтесь на перспективе решения, за которое агитируете зрителей. Да, я неисправимый оптимист. В дрянную дождливую погоду смотрю на небо и ищу солнце, а не рассматриваю лужи или тучи. И в моих работах я не хочу показывать жизнь беспросветной, как это в основном выглядит в социальных роликах.
Иногда я прибегаю к черному юмору. В ролике о защите животных я поменял местами людей и домашних любимцев (видео на YouTube - "Man's worst enemy" — ред.). По сюжету, коты везут в клинику раненую пятилетнюю девочку. Которую кот-ветеринар соглашается спасти за 200 евро. И скупой папа-кот врет дочери, что доктор ничем не может помочь. Из операционной слышен сигнал остановки сердца. История грустная, но в ней абсурдное граничит с комичным. Думаю, это вполне допустимо. Я не хочу заставлять зрителей плакать. Мне надо привлечь их внимание, запомниться и вдохновить, чтоб изменить к лучшему наши взгляды и поведение. Изменить наше общество.
Я вот посмотрел, чем занимаются украинские режиссеры. Чего-то здесь не хватает. Есть у вас хорошие актеры, операторы, шикарный пост-продакшен. Но народ, чуваки, режиссеры, где ваши интересные идеи? На фестивале социальной рекламы "Мolodiya" в финал попадают ролики, очень круто снятые и смонтированные. Но почему даже профессиональному режиссеру сложно понять ваши авторские месседжи? За такие недостатки режиссерам должно быть стыдно. Просто не беритесь ничего снимать, пока не усовершенствуете вашу идею и сценарий настолько, чтобы у зрителей не возникало вопросов типа "И что бы это означало?"
Вообще социальной рекламой должны заниматься не волонтеры-любители, а профессиональные агентства. Думаю, в Украине их достаточно, и если каждая согласится бесплатно снимать хоть по одному социальном ролику в год, это станет настоящим прорывом.
Я БЛАГОДАРЕН КИЕВУ ЗА НОВЫЙ ОПЫТ. Преподавать на Кинорезиденции я-то согласился, потому что мне есть поделиться. Но практики такой раньше не было. Но меня сами студенты и научили - все получилось очень круто!
Вообще украинцы, хотя и ходят часто понурые и серьезные, но на самом деле вы более настоящие, чем чопорные европейцы, более открытые к жизненным испытаниям. У нас все держатся за свои состояния, статусы, боятся что-то потерять. А здесь еще Евромайдан показал: вы умеете рисковать так, как на Западе давно уже разучились.
В Нидерландах сейчас Украину чаще всего упоминают в связи с крушением самолета Boeing 777 в Донецкой области. Всем понятно, что за этим преступлением сепаратистов стояла Россия. Мы очень мало о вас знаем, но поверьте, российская пропаганда, изображающая украинцев как одичавших нацистов, на адекватных людей вообще не действует. Недавно киевляне попросили меня передать всем знакомым иностранцам, что вы также напуганы и измождены тем, что происходит в стране, что трагедия перед вашим парламентом, случившаяся 31 августа, шокировала всех украинцев. Но поверьте, я это понимаю. Уязвимость украинского общества сейчас особенно обостряется. Время исторических изломов не бывает простым. Но именно сейчас у вас есть сверхмощная энергия изменений. Направляйте её на реальные изменения — и черная полоса останется позади. Вы создадите обновленное и очень сильное государство.
Знаю, что политические взгляды украинцев на Востоке, Западе и в Крыму очень отличаются. К примирению вас сможет привести лишь взаимная толерантность - если речь идет не о террористах, конечно. Ваше Министерство информполитики может заказывать социальную рекламу, учить зрителей видеть друг в друге, прежде всего, людей. Проблемы нетерпимости есть в каждой стране мира - даже ваши соседи постоянно рассматривают вас сквозь лупу, не замечая собственных недостатков.
Я БЫ ПОСОВЕТОВАЛ ЛЮДЯМ БЫТЬ ПОПРОЩЕ, МОЖЕТ, ЧУТЬ КУРНУТЬ ИНОГДА. Разумеется, я иногда покуриваю травку, я же из Голландии (смеется). Ну послушайте, а почему бы всем святошам не попробовать хотя бы раз в жизни? Меня вот раздражает эта пуританская критика марихуаны, когда люди закрывают глаза на вред алкоголя и демонизируют то, чего и в руках не держали. Это ерунда. Вы попробуйте, вот тогда будете обоснованно судить, хорошо это или плохо. Я вообще считаю, что каннабис делает людей более толерантными и общительными.
Если бы все люди перешли с алкоголя на коноплю, мир изменился бы к лучшему. Шучу. Но серьезно, кофешопы нужно узаконить во всех странах. Если алкоголь легальный, то зачем запрещать марихуану? Может, ваша власть тоже боится, что вокруг станет больше непредвзятых свободных людей? Миролюбивых, творческих и открытых, а не спившихся и безразличных ко всему на свете? Вспомните США во время войны во Вьетнаме и Афганистане.
Те парни, которые ночами синячили по барам, потом шатались по улицам и разбивали витрины с воинственными криками. Многие из них отправлялись на чужую войну, ни о чем не задумываясь, потому что алкоголь заливал им все мозги. А молодежь, которая покуривала травку, спокойно играла на гитарах и не хотела никакой войны. Они мыслили свободно и не посягали на чью-то жизнь и свободу. Вы только не подумайте, что я вам толкаю какую-то агитацию. Мы в Амстердаме вообще редко курим каннабис, у нас не возникает проблем с зависимостью и преступностью. И все гораздо лучше контролируется, чем там, где вроде бы запрещено. Потому что законы работают как следует.
Я ВООБЩЕ НЕ ОСОБАЯ ШИШКА, я просто делаю социальную рекламу, которая становится популярной. Настоящая героиня - это моя жена Леони. Она социальный работник, вытягивает детей из различных неприятностей. В Амстердаме тоже есть обездоленные, проблемные подростки. Леони узнаёт, у кого возникают проблемы дома, в школе, кто стал жертвой насилия или сексуальных домогательств, кто попадает в преступные шайки. И она делает все, чтоб обеспечить им нормальное детство. Думаю, ее работа несравненно более важна, чем моя.
Дома у нас классно. Мы воспитываем 5-летнего Номана и ждем еще одну рок-звезду этой осенью. Ждем-недождемся! Я пока не думаю о будущих профессиях своих детей, это они сами будут выбирать. Я бы хотел, чтобы они выросли открытыми людьми, умели непредвзято слушать, признавать других — были личностно богатыми, а не только материально. Незашоренному человеку легче принимать жизненно важные решения — хочет ли он сделать карьеру, служить обществу или заниматься чем-то другим.
Обожаю проводить время с семьей. Мы иногда пересматриваем классные фильмы и видеоклипы. Это и старые добрые вещи, и новые, еще никому неизвестные работы. Сейчас я под впечатлением от документалки Ульриха Зайдля "В подвале" ("Im Keller", в 2014 — ред.), такие фильмы меня вдохновляют. Иногда я просматриваю старые фильмы и до сих пор удивляюсь их неповторимости. На пример, суперская работа Ридли Скотта "Бегущий по лезвию" (Blade Runner, 1982). В моем плеере и музыка Кертиса Мэйфилда, и Pantera, Slayer, Майкл Джексон, Bugatti, рок и техно. А в телеэфире не смотрю ничего, кроме футбольных матчей. Хотя до сих пор верю в общественную пользу телевидения. Что? Я серьезно!
Комментарии