Ексклюзивы
среда, 26 октября 2016 17:43

Ната Жижченко: "С десяти лет иду против течения"
8

Автор: Тарас Подолян
 
Певица, лидер группы ONUKA Ната Жижченко в рамках своего музыкального проекта сочетает электронную музыку и звучание народных инструментов. В декабре группа планирует новый эксперимент - ONUKA даст совместный концерт вместе с национальным оркестром народных инструментов.

Этим летом у вас был напряженный график из-за гастролей?

Как и каждое лето. Сейчас тоже. Готовим сейчас новую программу. В декабре планируется совместный концерт ONUKA вместе с НаОНИ - Национальным оркестром народных инструментов. Сыграем все наши песни в сопровождении оркестра. В оркестре 50 музыкантов. В сопровождении народных инструментов наши песни зазвучат-по-новому, богаче и объемнее. Концертов будет два - в Харькове 29 ноября, и главный - во Дворце искусств в Киеве 11 декабря. Сейчас пишем новые аранжировки.

Ваша группа сама сочетает электронную музыку и звучание живых народных инструментов. Поэтому открывать Америку, наверное, не придется.

В ONUKA электроника все-таки главная и только приправленная народным звучанием. А здесь электроника и украинские народные инструменты будут равноправными участниками. Такие "равноправные бойцы", если можно так сказать.

Впервые мы с НаОНИ записали в этом году совместное видео на нашу песню Other. Это был эксперимент. Не ожидали такой бурной реакции аудитории. Это тронуло почти каждого, кто посмотрел. И натолкнуло меня на мысль сделать совместный концерт.

Автор: Тарас Подолян
 

Вы раньше говорили, что народная музыка в Украине преимущественно узкоформатная, чисто этническая. Теперь видим, что слушатель на ура воспринимает ее в сочетании с электронной. Когда вы создавали свою группу, трудно ли было найти артистов, которые были бы новаторами?

Например, найти своего бандуриста Евгения Йовенко мне было непросто. Сложно найти музыканта, который в совершенстве владеет народным инструментом, но мыслит не этнический категориями. Потому что как правило, все музыканты, которые играют в народных оркестрах, уже настолько свыклись с народным репертуаромчто сымпровизировать что-то, что будет в тему в электронной музыке, им очень трудно. Поэтому нам с Евгением (Евгений Филатов - саундпродюсер группы ONUKA) надо либо прописывать все партии и импровизации, либо искать таких исполнителей, которые способны импровизировать. Бандурист Евгений Йовенко - представитель такой молодежи, которая одновременно разбирается в электронной музыке и обладает народным инструментом. Он чувствует, что надо сыграть.

Раньше музыканты, которые играли на народных инструментах, стеснялись об этом говорить. Народный инструмент считался чем-то немодным. Я это хорошо понимаю. Мне в детстве тоже было странно, что я играю на сопилке. Думала - странный инструмент, немодный. Для свирельщиков нету конкурсов, программы широкой, только специфическая народная. Мне кажется, с бандурой так же. Хотя она немного больше приспособлена для классической программы и современной музыки. Но эти инструменты в сознании большинства все равно ассоциируются с шароварщиной. На вопрос, на чем играешь, студенты-бандуристы всегда отвечали приблизительно. И смех, и грех.

Для чего тогда браться за игру на бандуре, если из-за этого почему-то стыдно?

- Многих просто заставили родители. Я, например, не мечтала играть на сопилке. Я не родилась с пониманием что это мой инструмент. Это произошло само собой. Меня учил дедушка. Затем, когда я поняла, сколько лет на это потратила, бросить сопилку было бы уже глупо.

Я етнокультуролог по образованию, хотя даже в институте интересного и глубокого я узнала очень мало. В основном, это был тот же никому не интересній бред. Совок виноват, что народную культуру удалось сохранить только усилиями совсем сосредоточенных на этом людей, которые не вписываются в современное общество. Эти фанаты инструментов, традиций, одежды, гончарного дела длительное время казались людьми из другого мира, несовременными.

Я недавно видела, как у Михайловского собора двое ребят сидели рядом и играли песни Андрея Кузьменко - один на гитаре, другой на бандуре. Никакого диссонанса. Лично для вас когда пришло осознание, что свирель - это круто?

- Лет в 25. Но я тогда делала совсем другую музыку и не могла донести свое открытие к людям. Что значит круто? Это может быть круто для меня, но не круто для каждого. Круто что-то уметь. Инструмент не может быть крутым сам по себе. Скрипка - это круто в руках крутого скрипача. Так же как и сопилка и бандура. Все модные тенденции в определенный момент становятся немодными. Поэтому если что-то в определенное время считается крутым, то обязательно наступит то время, когда это явление перестанет таковым считаться.

Автор: Тарас Подолян
 

Ваш дедушка был мастером народных инструментов был для вас большим личным учителем?

Дедушка и бабушка принадлежали к черниговской интеллигенции. В старости дедушка стал мягче. А в молодости был очень строгим. В семье все зависело от его мнения и настроения. У нас с ним была особая связь с самого моего детства. Свой маленький мир. Я для него была единственная внучка, которая продолжает его дело, с детства концертирует. Дедушке это было приятно. Его долгое время уже нет. Но в моей голове он живет. Чувствую его рядом, мысленно разговариваю. Дедушка стал для меня своеобразной лакмусовой бумагой. Я вряд ли поставила бы ему послушать песни "Tomato Jaws". А песни ONUKA - без сомнения. Когда сомневаюсь, задумываюсь, какое бы решение принял дедушка, и делаю так же.

Вы чувствовали большую разницу между атмосферой в семье и в окружении?

Это были два разных мира: мир школы, мамы и папы в Киеве, в спальном районе на Воскресенке - и мир дедушки и бабушки с их садом и домом в Чернигове. У дедушки дома была всегда спокойная атмосфера. Дедушка играл на сопилке, бабушка полировала бандуры - сплошная противоположность мегаполису с его суетой. Бабушка и дедушка вдохновляли, а родители - практики - со мной занимались. Мама возила на множество музыкальных занятий. Если бы не родители, этой механики не было, и идеи остались бы невыполненными.

Тема Чернобыля давно уже стала клеймом на Украине. Вы своим творчеством на эту тему меняете акценты?

- Мы сами виноваты, потому что мы долго спекулировали этой темой. Сколько денег было передано на строительство саркофага и сколько украдено. Мы постоянно просим помощи у мира, но она не доходит туда, куда направлялась.

Петь о том, что тебя беспокоит - это единственный выход. Кого-то беспокоит загорелое тело, кого-то - вопрос родины, кого-то - вопросы войны. Меня - больше всего беспокоит вопрос Чернобыля.

Автор: Тарас Подолян
 

Но и война наверное повлияла на вас так же?

Эти события повлияли особенно на семью моего мужа. Евгений из Донецка. Семья его вся- жила там. После оккупации они переехали в Киев и сейчас живут и работают здесь. Покидать родной дом очень трудно. Особенно если ты всю жизнь прожил в нем, сделал карьеру, воспитал детей.

Поэтому тема войны нас ощутимо тронула. Конечно, это в творчестве вылилось, песня "Завтра" написана под влиянием этих событий. Думаю, эти события изменили Украину. Я увидела, насколько у нас крутой народ, как у нас много адекватных людей.

Вы не любите городов с их суетой?

Мне уютно в очень многих местах в Киеве. Я не люблю обыденность и жесткий ритм, но он меня может достать в любом городе. Я не люблю пробки на дорогах и час пик. Но все это есть во всех городах мира.

Киев же очаровывает тем, что он хоть и мегаполис, но очень уютный. Сочетает в себе уют и быстротечность времени и движения. Он здоровенный, но все равно камерный. Ты можешь за день неожиданно встретить десять своих знакомых абсолютно в разных местах.

За последние несколько лет в украинской культуре очень развилась музыка. Вы согласны?

Мода также очень продвинулось. Украинских дизайнеров также стало очень много. Революция стала точкой отсчета. В музыке также произошел прорыв. Я не скажу, что это не затратно. Если ты играешь под гитару и сам себя дома пишешь - это одно. Но артисты должны снимать клипы, записывать песни, делать аранжировки. Это не бесплатное творчество. Это не столь затратно как кино. Но если есть определенный продакшн - это затраты.

Какая украинская музыка интересна за рубежом, на какую есть спрос?

Уровень интереса можно измерить гастролями. Наиболее гастролирующая группа, по-моему, Даха-Браха. Ей удалось изобрести музыкальный велосипед. Мы не раз играли с ними на тех же сценах. Восторгаюсь этим музыкантами. Это наиболее популярная группа за пределами Украины. Но далеко не каждый украинец знает о ней.

Каждая группа мечтает расширить территорию гастролей, и ОNUKA в том числе. Это не значит, что мы хотим "свалить" отсюда. Это единственный выход развиваться и быть конкурентоспособными на мировой сцене. Пока об этом можно только мечтать. Потому что это довольно трудно.

ОNUKA рядовой украинец знает больше чем Даху-Браху. Мы с ними в несколько разных музыкальных категориях. Мы более попсовые, и у нас немного разные аудитории. Но-все равно Даху-Браху к сожалению можно реже встретить на украинском концертах, чем нас.

Автор: Тарас Подолян
 

Ваш внешний стиль выработался вместе с созданием ONUKA?

Я с детства была категорична относительно своего внешнего вида. Имела свою эстетику. Редко шла по брендами и тенденциями. Была белой вороной - и в школе, и в институте. Это мое перманентное состояние в обществе. Меня вдохновляют минимализм и супрематизм. В ONUKA этот стиль немного гипертрофирован.

"Белая ворона" относится к интроверсии?

И интроверсии, и ощущению, что ты идешь против течения. Я двигаюсь против течения лет с 10-ти.

Против какого течения вы движетесь?

Любого. Мне кажется, что хуже всего - стараться быть как все.

Вам предлагали выступать в России?

Да, конечно. И сейчас предлагают.

Это было бы для вас возможностью популяризировать украинскую музыку?

Но и возможностью получить негативную славу среди украинских зрителей. После событий в Мариуполе в 2014 году мы отменили запланированные концерты в Москве и в Петербурге. Это было решение "сердца", а не "мозга". Я понимаю, что там нас ждала наша аудитория, нас хотели услышать украинцы, которые там живут. К тому же музыка - это очень мощное оружие, особенно в такие тяжелые времена, которые мы проживаем сейчас. Если бы эти концерты состоялись, мы выполнили бы определенную просветительскую миссию, к тому же, для меня это была настоящая "культурная диверсия" - сыграть на трембите, бандуре и сопилке в нескольких километрах от Кремля. Хотя понимаю, что во многом это было бы самоубийство и была готова к шквалу критики, которая на нас могла бы вылиться. В конце концов, люди у нас так заряжены ненавистью, что что бы ты не сделал, тебе все равно в чем-то упрекнут. Я считаю, что искусство должно лечить.

Сейчас вы читаете новость «Ната Жижченко: "С десяти лет иду против течения"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі