На Форуме издателей во Львове представят энциклопедию "Ukraine. The Best. Культурное пространство от А до Я". Издание знакомит со 123 героями из разных сфер украинской культуры - музыки, литературы, кино, театра, арта и фотографии. Авторы проекта называют эту книгу "культурной мозаикой современной Украины". Писательница Екатерина Бабкина - одна из творцов, которые вошли в энциклопедию.
Вы были одним из героев этой энциклопедии и автором статей о нескольких других героев. О ком вы писали?
- Юрий Издрик, Тарас Прохасько, "Братья Гадюкины", "Перкалаба", Каша Сальцова. Семь или восемь имен.
Этих героев выбрали вы сами?
- У нас был большой список. Мы еще могли предлагать, кого считали нужным. Я подключилась на том этапе, когда этот список был уже почти сформирован. Я добавляла тоже туда свои пожелания. Прохасько прописала. Мы все вместе, определенное количество людей, которые работают в культуре, над списком работали, и затем из его каждый себе выбирал, кто кому нравится - тех, о ком я знаю, тех, о ком мне есть что сказать, тех , кем я восхищаюсь, кто кажется важнейшими и наиболее представительными и тех, о ком еще никто не написал.
Каков был критерий отбора героев? Какой должен быть принцип отбора в такие показательные энциклопедии?
- Мне кажется, экспертность авторов и журналистов, работавших над проектом, и Юры Комелькова, автора концепта, является в принципе достаточной. Там представлено очень-очень много имен современной украинской культуры. Мы фокусировались на тех, кто живет и творит сейчас, а не на срезе всей времен.
Отталкивались от формата, который задает издание о современном визуальном искусстве "200 имен". Я, честно говоря, не помню, сколько точно имен должно было быть в заключительном списке. Это был файлик, который переходил из рук в руки. Над ним постоянно работали .
Мне кажется, совсем полной такая сборка быть не может. Но писали туда и формировали ее люди уважаемые, люди опытные. Одновременно выступили и героями в какой-либо области, и экспертами, кроме меня, также еще несколько человек.
У вас была цель рассказать о своих героях что-то до сих пор о них не известное, или это больше ознакомительные статьи?
- Я хотела сделать какой-то человеческий и человечный портрет. Не просто: "родился, учился, написал". Когда я говорила с этими людьми, расспрашивала их, мне важно было сосредоточиться на том, что их сформировало - культурный продукт, социальные условия. Об их наследии все при желании могут узнать сами и так. Но мне речь шла о портрете времени, портрет среды, которая их создало. Меня интересовали и маленькие детальные ситуационные вещи, которые были для них важны, когда они еще формировались. Речь шла об их взаимоотношениях с другими культурными деятелями, с другими сферами деятельности.
Что именно в их историях стало для вас открытием?
- Мне очень понравилось, как Прохасько рассказывал об армии, как Каша Сальцова рассказывала об обучении в инязе. Она там училась со многими из тех, кто сейчас формирует эстеблишмент современной украинской музыки. Например, Положинский, Карпа. Они встретились не в консерватории, а учась на переводчиков.
Юрий Комельков говорит, что критерием отбора, например, вас, было то, что вы - человек не только творческий, но и медийный. Многие художники не является медийными. Они, наверное, не попали в эту энциклопедию.
- В это издание попало много немедийных творцов. Тарас Компаниченко, те же "Гадюкины" уже длительное время не сильно медийные. Таких очень много. Для отбора медийность критерием точно не была.
Какой вид искусства в Украине сейчас является наиболее влиятельным на общество, на мысли людей?
- Влиятельные сейчас, по-моему, мультимедийные, цифровые искусства, кино. У нас они развиваются. Появляются какие-то диджитал-проекты, появляется оцифрованное музейничество и такие всякие вещи.
В Украине наиболее развита литература, взрослая и детская. На очень хорошем уровне, мне кажется, музыкальный продукт. Теперь нужно, чтобы эти вещи выходили на международный уровень и были интересны не только нам. Это уже понемногу происходит - хорошим примером является та же Даха Браха.
Комментарии