Ексклюзивы
среда, 27 мая 2015 18:39

Кошелка Чичибабина, вечеринка Хвылевого, улыбка Вишни - экскурсия "Литературный Харьков"
9

Фото: Александра ВАСИЛЬЕВА

"В Харькове везде есть места, связанные с литературой. Нужен такой маршрут, который люди способны обойти пешком. Маршрут вокруг моего дома будет гуманным по отношению к вам и ко мне", - шутит Максим Розенфельд. Более сотни человек пришли на экскурсию "Литературный Харьков", которую проводит основатель "Глобус Харькова ", архитектор и дизайнер, гид еженедельных" Экскурсий с Максом Розенфельдом ".

Толпа останавливается далеко от улицы имени Бориса Чичибабина. На здании висит мемориальная доска.

- На улице Рымарская 1, на чердаке с маленькой комнаткой находился главный поэтический салон города. Туда приходила литературная элита Харькова и его поклонники. Чичибабин - скромный человек, в чем-то даже застенчивый стала для них настоящим открытием. Когда он начинал читать свои стихи, то входил в такое эмоциональное состояние, что его талант становился для всех очевидным, - рассказывает Максим о Чичибабине.

Борис Чичибабин открыл в Харькове литературную студию при ДК Связи. По рекомендации писателя Самуила Маршака он стал членом Союза писателей Украины. Но впоследствии Комитет государственной безопасности СССР "предложил" ему провести редактуру своих текстов. После чего в 1973 году его выгнали из Союза писателей. Он начал писать в стол, когда друзья пытались выдать, хотя бы какие-то его работы.

- В Харькове у памятника Пушкину на площади Поэзии проходил творческий вечер писателя Евгения Евтушенко. Кто-то среди толпы прошептал, что здесь есть Чичибабин. Тогда Евтушенко позвал известного уже в то время поэта выйти ко всем. Стало понятно, что Чичибабин не собирался читать свои стихи, потому что в руках он держал кошелку с продуктами. Он просто проходил мимо, - рассказывает Розенфельд.

Лина Костенко говорила о Чичибабина, как о человеке, который не принимал и не понимал идею украинской самостоятельности. Сам автор писал, что все, что ему было важно, начинало теряться на фоне всех экономических реалий.

- Госпром - первый советский небоскреб, - рассказывает Розенфельд дорогой к следующему месту.- На его открытие приехали гости со всего мира. Среди них были французские писатели Ромен Роллан и Анри Барбюсс. Чтобы почтить этих дружественных иностранцев, Первая лучевая улица получила название Ромена Роллана, а Вторая лучевая улица - Анри Барбюсса. Рядом с ними стояла женщина - первая глава Коммунистической партии Испании Долорес Ибаррури. Ее партийным прозвищем была "страстная", "темпераментная", "пассионарная". Таким образом Клочковский спуск переименовали на спуск Пассионарии.

В начале проспекта Ленина высится памятник казаку Харько на коне. В 2004 году Харьков праздновал свое 350-летие. Архитектор Спасов и скульптор Бетлиемский разработали проект Тримфуальной арки, которая должна была открывать въезд на район Павлового поля.

- До приезда Леонида Кучмы в Харькове много раз переводили асфальт. И во время этих приготовлений, по легенде, хотя верю, что это была правда, в кабинет губернатора харьковской области Евгения Кушнарева позвонили. Звонит его коллега из Москвы Юрий Лужков и говорит: "Харьков - наш любимый город. А мы поняли, что здесь нет никакой конной статуи ". В Москве есть, в Питере есть, в Киеве и во Львове есть, а в Харькове нет. Как так ?! Кто бы мог быть у вас на лошади? "Кушнарев ответил обычной харьковской шуткой:"Да, казак Харько ". На что Лужков ему сказал: "Хорошо, мне большего и не надо. Наш Президент академии искусств Зурабчик Церетели вам уже лошадь отлил. Сейчас сажаем на него казака Харько и вы получаете подарок, - рассказывает Максим Розенфельд.

Во время открытия памятника все поняли, что архитектор, который проектировал памятник, немного не рассчитал его размер. Постамент должен был быть немного ниже, потому что первое, что видел каждый присутствующий - подбрюшье коня. На вопрос, почему у коня все таких больших размеров, последовал ответ "Так, конь же казацкий!".

Один из самых необычных дворов Харькова находится на улице Данилевского 14. Здесь расположен памятник Ушам и памятник Поцелую сантехника. В 90-х годах в Харькове проходил скульптурный симпозиум. Скульпторов завезли на территорию старого заброшенного лагеря и сказали "Ребята, мы вас будем месяц кормить, вы здесь будете месяц жить. Дадим вам весь необходимый материал, а вы делайте, что хотите. Затем будет выставка ваших работ под открытым небом. По окончании симпозиума, белые скульптуры установили на каштановой аллее в парке имени Горького.

- Это была маленькая Европа, - рассказывает Розенфельд. - Современная скульптура под открытым небом без какой-либо идеологии. Но со временем они начали исчезать. Их постаменты не были забетонированы, поэтому каждый, кто хотел украсить свой дачный участок, мог просто их забрать. Тогда скульптор Феликс Бетлиемский захотел решить проблему своих работ достаточно радикально. На улице Данилевского в этом дворе находится одна из его мастерских. Поэтому он перевез сюда свои скульптуры, сам подготовил бетонное основание и оставил их здесь.

Наиболее известной скульптурой является памятник Ушам или, как его еще называют - памятник всеслышащее уху КГБ. Что интересно, оба уха правых. Жители города верят, что, прошептав желание в одно из правых ушей, оно обязательно исполнится.

Далее Максим останавливает всех у здания по адресу улица Культуры 9.

- Когда Харьков стал столицей Советской Украины, он оказался центром новых литературных идей. Этот дом является эпицентром всего, что с этим связано ", - начинает свой рассказ Максим. - В процессе сплошного обобщения, литераторы решили, что им нужно построить дом "Слово", где бы жили все писатели. В этом здании не было душа, так как предполагались общественные бани, не было кухонь, так как всех кормили в общественных столовых, но были теннисный корт, волейбольная площадка и два солярия. Квартиры выбирали по жребию. Тычине достался №12. Его соседом сверху был поэт Майк Йохансен. Тот очень любил охоту, поэтому имел много собак. Активный, подвижный Йохансен начал мешать скромному, замкнутому в себе Тычине. Поэтому впоследствии они поменялись квартирами.

Это здание через некоторое время получила название - "Крематорий" или "Дом предварительного заключения". События с 1932 года привели к тому, что 80% всех жителей этого дома были арестованы. Через "чистку" прошло 70 человек, 30 из них расстреляли. Большинство украинских писателей и поэтов обвиняли по статье, в которой говорилось о украинском буржуазном национализме.

- Владимир Сосюра родился в Дебальцево. - Рассказывает Розенфельд. - Красные присуждают этого Дебальцевского Д'Артаньяна к смерти. Но так как он уже был в то время известным автором, лидером мнений, его выпускают. Он уже красноармеец. Все время его допрашивают, задерживает милиция. Власть очень сомневалась в его лояльности, - рассказывает Розенфельд.

- Остапа Вишню также арестовали. Получил 10 лет лагерей. Но история сложилась так, что он вышел на год раньше, - говорит Максим. - В 1943 году уже началось освобождение Украины. Власти вызвали режиссера Александра Довженко и писателя Николая Бажана. Нужно было несколько деятелей украинской культуры, которых можно было бы выпустить для процесса возрождения Советской Украины. Остап Вишня был первым, кого они отметили в списке.

В наркомате убили украинского советского деятеля Николая Скрипника. По официальной версии самоубийство.

- Это была операция "Заноза". Именно так называли Николая в Москве. По официальной версии он зашел в свой кабинет, позвонил жене. Сказал ей, что больше так жить не может и через несколько секунд она услышала в трубке выстрел, - делится Максим Розенфельд. - Но обстоятельства были немного другими. Он зашел в свой кабинет, увидел, что телефон не работает и вызвал монтеров. Пришли двое. Пока один из них отвлекал его внимание, другой выстрелил в голову. Затем они подключили аппарат, который был выключен. Позвонили его жене. Один из убийц был актером харьковского театра, умел хорошо имитировать голос. Именно он говорил тот текст, который потом жена Скрипника пересказывала следствию. Тем, кто стрелял, был убийца Карпов. Он сидел в Холодногорской тюрьме. Ему пообещали свободу за эту операцию. В этот же день оба киллера были убиты во внутренней тюрьме НКВД.

- Николай Хвылевой во время Голодомора ездил по Украине. Вернувшись, он упал в страшную депрессию из-за всего им увиденного. Он решил привлечь внимание общества к этой проблеме очень оригинальным способом. Хвылевой устроил вечеринку, позвал много друзей. Весь вечер он шутил, был веселым и любезным. Но потом он сказал: "Я придумал, как закончить новое произведение. Сейчас я вам это покажу ". Затем он ненадолго оставил гостей и пошел в свой кабинет. За несколько секунд все услышали выстрел. В посмертной записке он писал, что не понимает, что происходит вокруг него. Он считал, что сейчас идет преступление против украинской культуры. "Зачем вы нас убиваете? Ведь мы и есть настоящие коммунисты?! ", - писал он.

Затем начался процесс тотальных арестов. Этот дом полностью оправдал свое название "Крематорий". Людей забирали ночью, на улице, во время похорон. Одна из его квартир получила название "черная клетка". В ней трижды были арестованы люди.

Последним местом экскурсии "Литературный Харьков" стал Дворец бракосочетания на улице Сумской. Он был собственностью главного редактора газеты "Южный край" Александра Александровича Иозефовича. Его издание стало рупором союза горнопромышленников Юга России, которые и финансировали газету. Ленин очень не любил это издание. Он считал, что его либеральность забирает остроту бульварного листка "Искра". "Южный край" находил такую корректную форму журналистского репортажа, что его закрыть было невозможно. К тому же, в отличие от "Искры" он был разрешен.

- Иозефович обанкротился. Началась Гражданская война. Из-за этих событий он должен был выехать из Харькова. Но он никуда не уехал. Он был человеком, который всех знал, но и его знали все. Каждый день Сан Саныч брал стул, садился возле Оперного театра или во дворике на Сумской. И смотрел на людей. Он видел, как они идут в его прежнюю редакцию, как печатаются приказы о ликвидации украинских буржуазных националистов, как палачи-чекисты сменяют друг друга. Иногда его узнавали. "Сан Саныч, что вы здесь делаете? Большевики вокруг. Вас арестуют "- говорили ему люди. "Вы думаете, что они не знают? - Отвечал Иозефович. - Я им не опасен. Я просто смотрю, как здесь, на Сумской, история проходит мимо меня ".

Сейчас вы читаете новость «Кошелка Чичибабина, вечеринка Хвылевого, улыбка Вишни - экскурсия "Литературный Харьков"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі