— Иванович, на два сантиметра выше поднимайте, — говорит работница Национального художественного музея мужчине на верхушке лестницы. Вешают полотно Абрама Черкасского "Отдых" размером 2,5х3 м. На картине — семья крестьян отдыхает в поле возле трактора. Женщина держит младенца, мужчина читает газету. 23 января в Художественном музее на столичной ул. Грушевского открыли выставку "Спецфонд. 1937–1939". Показали 93 полотна, которые советская власть приказала уничтожить.
— Не упадет, даю гарантию. Висит на четырех тросах, а шпильки в стену вбиты на 50 сантиметров. До вечера сегодня будем работать, потому что нужно. Но это не тяжело — так, играючи, — говорит Александр Иванович и проверяет, ровно ли висит картина.
— Специальный секретный фонд сформировали в 1937–1939 годах. К нам из музеев Харькова, Одессы, Полтавы свозили произведения так называемых врагов народа, националистов, — рассказывает 38-летняя Юлия Литвинец, главный хранитель фондов музея. Держит инвентарную книгу тех лет. В ней чернилами записаны 1747 произведений: живопись, графика, работы декоративно-прикладного искусства, фотографии. — По этой книге видно, что комиссия, которая отбирала произведения под запрещение, состояла не из музейных работников. В фамилиях художников делали много ошибок. Произведения из спецфондов должны были быть уничтожены, потому что порочили советскую действительность. Чтобы спасти их, музейщики выдумали хитрость — отнесли к "нулевой категории". То есть, картины хранили в музее, но о них не отчитывались, никому из проверяющих не показывали. Такой выход подсказали коллеги из России, которые осознавали художественную стоимость запрещенных произведений живописи и хотели спасти их. В 1950-х, чтобы спрятать подальше от глаз, полотна намотали на валы, — показывает 3-метровые деревянные колоды, которые лежат в подвале музея в фондохранилище. — Барабаны начали раскручивать во времена независимости Украины. С тех пор музейщики реставрировали полотна.
— Произведение Ивана Лысенко "Откатчик" было разорвано пополам, — Юлия показывает картину. Посередине заметна ровная линия шва. — Реставраторы сшивали по волокну, чтобы сохранить композицию. Сейчас трудно поверить, что она была почти уничтожена.
Рядом висит картина Кирилла Гвоздика "Пастухи". На нем двое ребят пасут стадо худых свиней.
— Наверное, комиссии не понравилось, что свиньи слишком худые. В Советском Союзе таких не должно было быть, — рассказывает Юлия Литвинец. — Художник получил 10 лет заключения. Был авантюристом. Когда отсидел, не имел права возвращаться в Киев. Поехал на Кировоградщину к сестре. Там затер в документах отметку о ссылке и получил новые, без судимости. С чистыми документами приехал в столицу. Но нашлись стукачи, на Гвоздика донесли. Его опять арестовали и заслали на три года. Больше всего в этой теме поражает "стукачество". Не буду называть имен, но заслуженные сегодня художники в прошлом доносили на коллег, рассказывали органам неправду.
Юлия Литвинец подходит к работе Михаила Козика "Наступление". Небольшая картина выполнена на фанере, краски побледнели.
— А эту будто написали вчера. Здесь показано, как уничтожают двуглавого орла. Рядом елка — она как будто нападает на российский флаг, а вокруг — повешенные люди, наверху самолеты.
Выставка "Спецфонд" будет длиться до 29 марта. Билет стоит 20 грн.
Комментарии