вторник, 27 января 2015 05:00

В Художественном музее показали 93 картины "врагов народа"
2

— Иванович, на два сантиметра выше поднимайте, — говорит работница Национального художественного музея мужчине на верхушке лестницы. Вешают полотно Абрама Черкасского "Отдых" размером 2,5х3 м. На картине — семья крестьян отдыхает в поле возле трактора. Женщина держит младенца, мужчина читает газету. 23 января в Художественном музее на столичной ул. Грушевского открыли выставку "Спецфонд. 1937–1939". Показали 93 полотна, которые советская власть приказала уничтожить.

— Не упадет, даю гарантию. Висит на четырех тросах, а шпильки в стену вбиты на 50 сантиметров. До вечера сегодня будем работать, потому что нужно. Но это не тяжело — так, играючи, — говорит Александр Иванович и проверяет, ровно ли висит картина.

— Специальный секретный фонд сформировали в 1937–1939 годах. К нам из музеев Харькова, Одессы, Полтавы свозили произведения так называемых врагов народа, националистов, — рассказывает 38-летняя Юлия Литвинец, главный хранитель фондов музея. Держит инвентарную книгу тех лет. В ней чернилами записаны 1747 произведений: живопись, графика, работы декоративно-прикладного искусства, фотографии. — По этой книге видно, что комиссия, которая отбирала произведения под запрещение, состояла не из музейных работников. В фамилиях художников делали много ошибок. Произведения из спецфондов должны были быть уничтожены, потому что порочили советскую действительность. Чтобы спасти их, музейщики выдумали хитрость — отнесли к "нулевой категории". То есть, картины хранили в музее, но о них не отчитывались, никому из проверяющих не показывали. Такой выход подсказали коллеги из России, которые осознавали художественную стоимость запрещенных произведений живописи и хотели спасти их. В 1950-х, чтобы спрятать подальше от глаз, полотна намотали на валы, — показывает 3-метровые деревянные колоды, которые лежат в подвале музея в фондохранилище. — Барабаны начали раскручивать во времена независимости Украины. С тех пор музейщики реставрировали полотна.

— Произведение Ивана Лысенко "Откатчик" было разорвано пополам, — Юлия показывает картину. Посередине заметна ровная линия шва. — Реставраторы сшивали по волокну, чтобы сохранить композицию. Сейчас трудно поверить, что она была почти уничтожена.

Рядом висит картина Кирилла Гвоздика "Пастухи". На нем двое ребят пасут стадо худых свиней.

— Наверное, комиссии не понравилось, что свиньи слишком худые. В Советском Союзе таких не должно было быть, — рассказывает Юлия Литвинец. — Художник получил 10 лет заключения. Был авантюристом. Когда отсидел, не имел права возвращаться в Киев. Поехал на Кировоградщину к сестре. Там затер в документах отметку о ссылке и получил новые, без судимости. С чистыми документами приехал в столицу. Но нашлись стукачи, на Гвоздика донесли. Его опять арестовали и заслали на три года. Больше всего в этой теме поражает "стукачество". Не буду называть имен, но заслуженные сегодня художники в прошлом доносили на коллег, рассказывали органам неправду.

Юлия Литвинец подходит к работе Михаила Козика "Наступление". Небольшая картина выполнена на фанере, краски побледнели.

— А эту будто написали вчера. Здесь показано, как уничтожают двуглавого орла. Рядом елка — она как будто нападает на российский флаг, а вокруг — повешенные люди, наверху самолеты.

Выставка "Спецфонд" будет длиться до 29 марта. Билет стоит 20 грн.

Сейчас вы читаете новость «В Художественном музее показали 93 картины "врагов народа"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть