— Пришли, потому что Садовская — это синяя птица счастья. Каждый раз плачу, когда слушаю ее, — рассказывает писательница 32-летняя Ирина Цилик. С сыном Андреем, 4 года, ждут концерта Марьяны Садовской 1 октября в столичном кнайп-клубе "Купидон". Певица живет в немецком Кельне, а работает в странах Европы и США. Этой весной ездила с украинскими писателями в освобожденные города Донбасса.
— Когда мы вместе ездили на восток, то я наблюдала ее выступления по меньшей мере пять раз поряд. И каждый раз это были все более сильные эмоции. Мне нравятся все ее песни. Когда мы в Северодонецке засели в ресторане, где был рояль, сначала Курков играл блатные песни, а затем Марьяна пела свою "Институтку" — это было что-то невероятное, — вспоминает Ирина Цилик.
Небольшой зал забит людьми, большинство знакомы между собой. Почти все стоят, сесть можно только на скамьи под стенами. Пока все собираются, приносят несколько стульев. В первом ряду слушатели усаживаются на гладком гранитном полу.
— Это песня — моряцкая, мужская, — рассказывает Марьяна Садовская, 43 года. — Там есть один куплет, который я иногда пою, а иногда нет. О том, что "наше море наполняет и наш корабль потопает". В Украине я его обычно не исполняю, зато всегда пою немцам. Призываю их: ну-ка, братья, что-то делайте! Потому что тонет корабль, ну же! — начинает петь, подыгрывает себе на индийской гармонике. Инструмент похож на аккордеон, который положили на бок, мехами служит передняя деревянная панель. Приобрела его в Афганистане.
Звук бесплатно обеспечило общественное объединение "Последняя Баррикада". Раз за разом в зале выключается электричество. Зрители подсвечивают телефонами. Ситуацию спасает мини-прожектор одного из видеооператоров.
— Это все магия, — смеется певица, когда свет опять включают.
Слушатель просит спеть песню-оберег.
— Да они все у меня обереги. Но пусть будет эта. Песня связана с обрядом "колодка". Она с Хмельнитчины, село Михайловка. Больше нигде такой обряд не встречала. Женщины перед началом Большого поста собираются очень рано. Здоровую колоду украшают цветами и лентами. Это весна, снег растаял, дорог же у нас нет. Одна баба должна сесть на эту колоду, вместив ее между ногами, а остальные бабы ее тянут по селу. Должны зайти в каждый дом. Поют срамные, эротические припевы и скачут на мужиков. Вот представьте такое у себя в доме в четыре утра, — рассказывает и поет одну из тех песен.
— Когда ездила собирать песни, многое для себя открыла. Никогда не думала, что на восточной Украине так поют. Это было для меня чудом — встретить в Волновахе на Донетчине этнографический коллектив "Заграяночка": нуль клубного советского фольклора, а зато там поют бабушки, дочери, дети, внуки и мужчины — это уникальный коллектив, — продолжает Садовская между пением.
Предлагает заказывать песни. Но предложений преимущественно не выполняет.
— "Пливе кача" не пою в Украине вообще. Потому что это еще очень живое. Иногда исполняю ее за рубежом, когда чувствую, что люди не знают, не понимают, что здесь происходит, — объясняет.
— Марьяна Садовская в первую очередь — актриса, которая имеет вокальные возможности, слух. Творчество ее знаем давно. Кажется, она всегда была. Последнее десятилетие так точно, — говорит 59-летняя актриса Галина Стефанова о себе и муже-одногодке Романе Веретельнике, профессоре литературы. На концерт пришли вместе. — Интересно быть возле нее, слушать. Смотреть, как она трансформируется. Она выщупывает разные вокальные фактуры, музыкальные, человеческие. Все, что делает, — как "на разрыв аорты".
8 404 гривни собрали на концерте Марьяны Садовской на помощь войску. Последние 200 грн отдала женщина после мероприятия и подсчетов за столиком в кофейне.
Комментарии