Нынешние проблемы обычных людей не совпадают с виденьем ситуации украинской политической и бизнес¬элитами, — говорит социолог Виктор Небоженко, 61 год.
Что больше всего волнует украинцев?
— Инфляция, война на Донбассе, мобилизация мужчин в ряды армии, вынужденные переселенцы, рост цен. Люди думают, как выжить, за что купить продукты и надеются, что завтра будет легче.
Повторяется ситуация 2008–2009 года. Тогда из-за кризиса население обеднело на 30–40 процентов. То же сегодня делает талантливый банкир — президент Петр Порошенко. Он должен был обратиться к народу и объяснить, почему гривна упала на 60 процентов. Председатель Национального банка Гонтарева тоже не отчитывается. Выставляет каких-то чиновников. Те заявляют, что "применили все механизмы, а инфляция почему-то не проходит". На вопрос журналистов, почему обесценилась гривна, Гонтарева отвечает: изменилась ситуация. Во время войны всегда происходят колебания валюты. Но тотальная инфляция — это спекуляции при участии Нацбанка.
Чем живет элита?
— Для нее самое важное — сохранить активы и забрать побольше у политических оппонентов. Переживают исключительно из-за своих проблем. Курсовые колебания гривны самых богатых людей мало волнуют. Речь о губернаторах, судьях, прокурорах. У каждого областного прокурора на счетах в банках — до 100 миллионов долларов. От инфляции страдают те, кто живет за счет личных ресурсов — бюджетники, наемные работники, пенсионеры. А люди во власти используют кризис для личного обогащения.
Почему ничего не объясняют людям?
— Не выйдет же Гонтарева и не скажет: да, мы здесь все наживаемся на спекуляциях, потому что имеем доступ к финансовым ресурсам.
Дело не в том, что они все — плохие. Проблема в том, что не умеют зарабатывать на производстве, для страны. Их кухня — разворовывание государственного бюджета.
Где искать точки понимания между народом и элитой?
— Их нет. Для людей война — это личная трагедия. А ни один политик не пострадал. И не пострадает. Все стараются присосаться к фирмочкам, которые образовались вокруг Министерства обороны. Элита сидит в сауне или в дорогом ресторане и думает об одном: как заработать на войне.
Какой будет избирательная кампания в Верховную Раду при условии существования таких расхождений?
— Все перейдут на "язык народа". Опять будут кормить обещаниями. К сожалению украинцы верят в то, что им говорят. Попробовали бы полякам, чехам или испанцам по второму кругу всучить те же обещания. Был бы взрыв.
Какая вероятность того, что народ и элиты достигнут взаимопонимания?
— Все свои проигрыши власть будет объяснять войной: "Я делаю все, что могу. Что именно — не скажу, потому что это военная тайна". Реального понимания не будет.
Это норма мирного времени: элита занимается своими играми, а общество живет в стороне. В военное время должна быть полная консолидация. 40 процентов окружения Януковича может попасть в новый парламент. Так элита издевается над народом. Доиграются. Мы видели, каким может быть гнев Майдана. Почему элита думает, что патриоты, которые в настоящий момент воюют на Донбассе, не вернутся оттуда и не установят справедливость во властных кабинетах? Мирного Майдана уже не будет. Человек с оружием не будет слушать три часа речь со сцены. В стране возможен военный переворот.
Комментарии