Недавно на Национальном совете реформ президент Петр Порошенко предложил вынести на обсуждение общественности вопрос продажи земель сельскохозяйственного назначения. Мол, это даст "безумный" ресурс для перезапуска и развития экономики — привлечение инвестиций, создание рабочих мест, стабилизацию банковской системы и тому подобное.
Снятия моратория на продажу земли сельскохозяйственного назначения допустить нельзя. Аргументы против ее продажи не только экономические, социальные, но и геостратегические.
В условиях стремительного экономического спада, фактически рецессии, на фоне шоковой девальвации национальной валюты и снижения доходов граждан в случае снятия моратория на продажу земли сельскохозяйственного назначения кто ее сможет купить — малые или средние предприниматели? Или может крупный украинский бизнес? Вряд ли. Состоится быстрая скупка с/х земель финансовыми спекулянтами. Сегодня даже крупный украинский бизнес, уже не говоря о среднем или малом, не имеет соответствующих средств. Значит, скупка земли будет осуществлена в интересах иностранных владельцев.
"Открытие" рынка с/х земель привело бы к концентрации этого актива в руках преимущественно иностранных крупных землевладельцев. Ведь крестьяне, не имея собственных ресурсов или доступных кредитов, чтобы обрабатывать землю, от безысходности будут вынуждены отдать ее за бесценок. Раз и навсегда! Пожертвовать будущим своих детей ради выживания в навязанных экономическим тупиком условиях. Якобы добровольно и под лозунгом защиты их законных прав распоряжаться их земельными паями.
Следствием будет постепенное обезлюднивание большинства сельских территорий, потеря жителями Украины возможности организовывать сельскохозяйственные производства. Дополнительные риски, которые возникали бы в случае концентрации проданной земли в руках финансовых спекулянтов, не исключали бы возможности заселения наших территорий гражданами других стран, например Китая, что могло бы быть условием "стратегических земельных инвестиций".
Относительно привлечения средств под земельные активы, о чем постоянно говорит украинское правительство, то одноразовая продажа сельскохозяйственной земли, к тому же во время экономического кризиса — это не тот источник наполнения экономики, который нам действительно нужен. Министр экономики считает, что "открытие" рынка с/х земли позволит привлечь десятки миллиардов долларов инвестиций и реально запустить экономику. По моему же мнению, такая позиция — верх неуважения к украинскому народу. Имея огромные коррупционные дыры в бюджете, углубляя долговую зависимость от МВФ, вместо мощного развития собственной промышленности, не разорвав энергетическую петлю России, использовать последний актив, принадлежащий народу, чтобы распродать его за бесценок во время экономической депрессии и военной агрессии — абсолютно недопустимо.
Если и привлекать средства под залог земли, то это возможно было бы сделать путем концентрации в земельном банке 10 млн га, которые находятся в государственной собственности, с последующим выпуском облигаций. Это действительно могло бы дать возможность привлечь не менее 10 млрд долларов под адекватные проценты. И когда в стране уже почти 2 млн безработных, средства должны направлять на государственную программу стимулирования занятости и возрождение промышленности, а не на латание дыр "Нефтегаза" и других непрозрачных структур. При запуске промышленности Украина может привлечь значительно больше инвестиций, чем за счет распродажи с/х земель — этого откровенного грабежа украинского народа в самые сложные времена.
Раздаются заявления: если не "откроем" рынок сельскохозяйственной земли сейчас, придется сделать это осенью, но на значительно худших условиях. Конечно, если проводить экономическую политику попустительства импорта, наращивания заграничных кредитов и безразлично наблюдать за потерей собственного производства и рабочих мест, то мы скоро будем вынуждены продавать не только землю, но и воздух.
Вызывает естественные сомнения эффективность проведения экономических реформ. Иногда создается впечатление, что ситуацию в экономике сознательно ухудшают, чтобы довести ее до того состояния, когда единственным выходом для хоть какого-то улучшения финансовой ситуации страны будет названа продажа последних ликвидных активов государства, как вечных — земли, так и созданных руками человека — например, железных дорог.
Позиция Радикальной партии в этом вопросе принципиальна и неизменна — мы против продажи сельскохозяйственной земли, но за гарантированное обращение прав аренды, в том числе долгосрочной. Минимальный срок аренды — семь лет и исключительно денежная форма арендных платежей позволят защитить интересы как инвестора, так и крестьянина.
Нужно прекратить грабеж малых и средних предприятий, который происходит через монополии крупных компаний в экспорте и поставках минудобрений и топлива. Даже при возможности непродолжительного хранения зерна малые производители, объединенные в кооперативы, могут продавать продукцию на 40% дороже той цены, которую они получают в случае продажи сразу с поля. А это они вынуждены делать из-за отсутствия специализированных хранилищ и капитала.
Нужно быть полной экономической невеждой, чтобы не понимать, что лучшая альтернатива распродажи земли, с точки зрения привлечения инвестиций и развития экономики, — создание мощных инвестиционных стимулов для реального сектора экономики. То есть для промышленных предприятий, пищевой промышленности, машиностроения, деревообработки, легкой промышленности.
Даже фигуранты аграрного рынка, которые зарабатывают на сельском хозяйстве и рады тому, что спрос на аграрную продукцию в мире растет, мечтают, чтобы Украина была не аграрным, а мощным индустриальным государством. Ведь все мы хотим жить в богатой и сильной стране.
Олег ЛЯШКО, лидер Радикальной партии
Комментарии