Ексклюзивы
пятница, 19 декабря 2014 07:40

"Москва выкачивает из России все соки. 85 процентов денег вертятся в столице"

 

— Два-три раза в неделю в частном помещении мы читали лекции по политологии, экономике, журналистике, истории социальных движений, правозащитной деятельности. Слушателями были несколько десятков людей. Еще несколько тысяч — в социальных сетях, — рассказывает российский политолог и журналист 50-летний Игорь Дмитриев. Он — соучредитель "Свободной школы Сопротивления" в Москве. — Во время Майдана по скайпу общались с украинскими активистами. Разговоры выкладывали в интернет.

На телемост "Уроки Майдана" 2 декабря пришло около 25 человек. Перед лекцией на стене дома напротив появилась надпись: "Кровью наших детей выложена дорога к Майдану". За час до начала у входа стоят около 10 прокремлевских националистов с напечатанными плакатами. К ним присоединяются с два десятка гопников. Тех, кто заходит в помещение, обзывают геями.

На лекцию впервые пришли два полицейских. Сели в последнем ряду. Минут через 20 вышли. А еще через столько же приехали два автобуса с ОМОНом. Спецназовцы в полном экипировании, шлемах, бронежилетах пошли на штурм. Их было вдвое больше, чем слушателей. От стола для регистрации остались щепки. Всех задержали, но не били.

Полицейские растерялись. Не знали, какие обвинения выдвинуть. Часто кому-то звонили, ждали команды. Через несколько часов отпустили. Мы поняли: в следующий раз избежать репрессий не удастся. Перенесли школу в Киев. Лекции будем проводить в книжном магазине "Довженко.Книги.Кава.Кіно", а россияне будут смотреть в интернете. На первую лекцию туда пришли российские политические беженцы.

Их много в Украине?

— Около тысячи, по нашим подсчетам. В Украину едут не те, кто хочет бежать от российской власти. Для этого нужно перебираться в Испанию или Болгарию. Сюда едут те, кто пытается влиять на события в России. И в то же время — искупать вину Кремля перед украинцами. Многие помогают волонтерам. Кое-кто готов воевать.

Как относились ваши друзья к Майдану?

— Под воздействием российских СМИ я сам относился с недоверием. Когда в январе, после первой стрельбы, приехал и увидел на сцене портрет Бандеры, подумал: это ужас — фашисты, националисты! Потом общался с людьми — утром, вечером, ночью. Мое мнение изменилось. На Майдане были патриоты. Больше всего меня убедила масса русскоязычных. Видел азербайджанцев, грузин, россиян.

Возможен ли Майдан в России? С чего он может начаться?

— К сожалению, это дело не ближайших недель или месяцев. Поэтому действуем по принципу: делай, что должен, и будь что будет. Почему в украинскую землю так успешно легли зерна протеста? Потому что здесь есть традиции Нестора Махно, "холоднояровцев" — людей протестного склада. А в России государственнический тренд — Сталин и Никита Михалков. В 1993-м у нас был свой Майдан, но его расстреляли из танков. И посеяли страх — наверное, на десятилетия.

Москва выкачивает из России все соки. 85 процентов денег вертятся в столице. Нищая Россия на фоне жирующей Москвы. В Сибири, на Дальнем Востоке, в Карелии, на Кубани, в Калининградский области — везде растут настроения реальной федерализации. Власть воспринимает это как сепаратизм и очень давит. Применяет репрессии против людей, которые требуют соблюдать конституцию. Процессы обновления России начнутся в регионах — в Сибири или на юге страны.

Протестные настроения растут?

— Я не ожидал, что на митинг медработников в Москве против развала системы здравоохранения выйдут пять тысяч людей. Для нас это много. Но минус в том, что большинство настроено так: добрый царь-батюшка должен спасти от плохих бояр. Мол, Путин, защити нас от тех, кто разваливает систему здравоохранения.

Россияне не возмущаются, что ваши ребята погибают на войне в Украине?

— Информация о погибших, которых хоронят по ночам, могла бы вызвать взрыв, если бы попала в широкие массы. Но в режиме информационной блокады, цензуры телевидения и массовых газет этого не будет. Когда рассказываешь о событиях на Донбассе, говорят: откуда ты это взял? По телевидению говорят совсем другое.

К чему стремится Путин на Донбассе?

— Его цель — расшатывать ситуацию и не допустить выхода Украины из-под московского влияния. Путин боится, что россияне могут взять пример с украинцев. Ни одна революция в мире — ни грузинская, ни события в Прибалтике — не обсуждались в России так бурно, как украинский Майдан. И Путиным движет страх перед ним.

Остановится ли он под давлением санкций против России?

— Санкции действенны. Президент осознает, что их ощутят и рядовые россияне, и бизнесмены. Все больше людей начинают понимать: за "Крым наш" придется заплатить из собственных карманов.

Наибольшая опасность, что Путин отойдет в тень и его заменит какой-то Иванов. Этот сценарий очень вероятен. Заменят шило на мыло, чтобы успокоить народ, когда станет совсем плохо. Для этого мы и учимся у Майдана, который показал: замена одного человека другим ничего не даст.

Сейчас вы читаете новость «"Москва выкачивает из России все соки. 85 процентов денег вертятся в столице"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть