Резервы упали до критического уровня. Дальше дефолт

Никакого "Пожити по-новому" у нынешней власти не получается: что ни делают, все выходит по-старому. Год, два, три назад тогдашняя оппозиция постоянно критиковала власть за то, что резервы НБУ сокращались. Нужно прекратить их тратить на поддержку курса гривны, и тогда они сразу вырастут, рассказывал тогда Арсений Яценюк. Гривну поддерживать перестали, как известно, еще с конца февраля. В результате в резервах сейчас находится почти вдвое меньше валюты и золота, чем всего лишь год назад.

Согласно отчету НБУ, только в ноябре золотовалютные резервы Украины сократились на 21% до $9,97 млрд. Это самый низкий уровень за последние десять лет — в последний раз такого уровня они достигали еще при Кучме, как раз накануне президентских выборов 2004-го года, когда украинцы по привычке скупали валюту, и Нацбанк вынужден был продавать доллары, чтобы удержать курс. Но и при Кучме резервы достигали $12,2 млрд. А всего год назад, в начале декабря 2013 года, золотовалютные резервы насчитывали $18,8 млрд.

И нынешний уровень — это не предел. Уже к концу года резервы сократятся до $8 млрд, прогнозируют аналитики "Альфа-банка". Ведь Украина только что внесла предоплату за 1 млрд кубометров газа, деньги нужны и на оплату другого необходимого импорта, в первую очередь угля и электричества. А на таком уровне резервы в последний раз были в апреле 2004 года.

Экс-Главу Нацбанка Сергея Арбузова критиковали за то, что он использовал резервы для поддержания курса национальной валюты — то есть именно для того, зачем резервы вообще существуют (не говоря уж о том, что поддержание стабильности валюты — это конституционная обязанность Нацбанка). Однако тот же Нацбанк при новом руководстве тратит резервы с куда большей скоростью, но гривна все дешевеет и дешевеет. Даже по официальному курсу за последние два месяца доллар подорожал на 2,5 гривны, рост реального курса, которым у нас в последние месяцы является черный рынок, еще выше.

И Нацбанк, и правительство любят рассказывать, что такое сокращение резервов неизбежно, ведь приходится выплачивать долги, "которые взяли не мы". Но, во-первых, значительную часть долга Украина сформировала пять-шесть лет назад, когда правительство возглавляла Юлия Тимошенко, которая вплоть до последнего времени была ближайшей соратницей нынешнего премьера Яценюка. И странно Арсению Петровичу делать вид, что он не имеет совсем никакого отношения к этим долгам. А во-вторых, долги Украина выплачивает не только в 2014 году, она это делала и в 2013 году, и в предыдущие годы. При этом финансово-экономический блок Кабмина под руководством Сергея Арбузова не опирался на миллиарды МВФ, Всемирного банка и ЕБРР, как сейчас, а справлялась собственными силами. И, нужно повторить, еще год назад вполне удавалось поддерживать курс гривны.

В этом нынешним властям, и в первую очередь Арсению Яценюку, некого винить, кроме себя. Именно он был горячим сторонником проведения девальвации и "отпускания гривны в свободное плавание" — в одном направлении, вниз. Именно поэтому стране с каждым месяцем все тяжелее и тяжелее платить по долгам. Только из-за девальвации газ подорожал почти вдвое, и это не учитывая отмену скидок и необходимость покупать его по европейской цене. Только из-за девальвации теперь вдвое дороже обходится обслуживание валютных кредитов. И стоит прибавить сюда еще и многомиллиардный отток капитала — кому хочется вести дела в стране, где коррупция только усиливается, однако экономика стремительно падает, а военные действия могут начаться в любой момент?

Так что у правительства просто нет иного выхода, кроме как тратить последние резервы. Принадлежащие, напомню, всему народу Украины. Но идут они на оплату ошибок вполне конкретных людей. И в следующем году будет продолжаться то же самое: по официальному прогнозу Нацбанка, экономика сократится еще на 2,4-4,5%, а инфляция составит 11,5-13,4%. И при этом в следующем году будет пик по выплатам долгов. С такими тенденциями у нас через несколько месяцев в резервах не останется вообще ничего.

Но что это означает для Украины? Окончательную потерю возможности хоть как-то повлиять на валютный курс. Если в октябре накануне парламентских выборов Нацбанк титаническими усилиями смог приостановить падение курса, продавая по $300-500 млн еженедельно, то уже в следующем году у него такой возможности уже не будет. Останется только "ядерная опция" — тотальный запрет на использование валюты с самыми строгими мерами для нарушителей. Власти к этому уже готовятся — не зря совсем недавно были утверждены планы по закрытию от обменников. Нужно к этому быть готовыми и всем остальным.

Якщо ви помітили помилку у тексті, виділіть її мишкою та натисніть комбінацію клавіш Alt+A
Коментувати
Поділитись:

Коментарі

2

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі