Александр Гончаров
При технической поддержке Агентства по международному развитию США ( USAID ) возглавил группу отечественных экспертов по созданию саморегулируемой организации " Украинская ассоциация инвестиционного бизнеса" и стал ее первым генеральным директором. В качестве эксперта активно участвовал в создании Профессиональной ассоциации регистраторов и депозитариев . Вошел в первый состав консультационно - экспертного совета при Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. Автор более сотни публикаций в деловых печатных изданиях и нескольких циклов телепередач. Член Союза журналистов CCCР и НСЖ Украины .
19.05.2014
1

Готовы ли Р.Ахметов и И.Коломойский доплатить за активы?

Системный кризис в Украине заставил нас перейти к краткосрочным методам выживания и стабилизации экономики. Для достижения этой цели и был принят Верховной Радой Украины Закон "О предупреждении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине". И.о. Премьер-министра А.Яценюк честно и мужественно заявил: "Страна находится на грани экономического и финансового банкротства".

Что делать? Видимо, и настала пора, помимо прочего, что-то делать и с наследством нечестной приватизации лихих 90-х. При этом никто не намерен оспаривать, что приватизация была проведена не в рамках действовавшего тогда законодательства и пересматривать де-юре это нельзя, однако вернуться к вопросу о компенсации нас заставляет сегодняшняя жизнь. Но готовы ли наши собственники ФПГ доплатить за активы ради снятия претензий со стороны общества? Как это сделали, например, в Великобритании. И как результат - введя процентный налог на сверхдоход, полученный при приватизации крупных компаний при правительстве М.Тэтчер, британская казна получила около 10 млрд. долларов США.

Мы в Украине сможем провести такую операцию? Ведь сегодня уже всем понятно: приватизация 90-х у нас была проведена самыми неудачными способами и методами. Поэтому сейчас и стоит вопрос о компенсациях. Но каким образом это осуществить? Давайте обсуждать.

Какие есть предложения?

Ряд экспертов советуют ввести своеобразный налог на приватизацию 90-х или приватизационный налог, который должен подправить имидж крупного бизнеса. Но какой должна быть ставка? И какие конкретно поправки в налоговый кодекс надо будет внести? Наконец, как это администрировать? При этом, сторонники налоговой реабилитации уверены: ответы на все эти вопросы можно найти.

Другие эксперты предлагают создать благотворительный фонд, в который добровольно отчислять определенный процент от выручки ранее приватизированных предприятий. Или увеличить отчисления в социальный фонд.

Третьи настаивают на оценочном варианте. А именно - заново оценить стоимость актива и с учетом соответствующей процентной ставки на удешевление капитала выплатить справедливую рыночную стоимость.

Ради справедливости, надо поставить и такой вопрос: что считать богатством и как облагать налогом предметы роскоши? Налог на богатство должен стать общественно признанной платой за отказ от инвестиций в развитие украинской экономики в пользу сверхпотребления и фискальное значение этой меры, скорее всего, будет морально-этическим. Однако, четких параметров, что будет признаваться богатством, пока нет.

Тем не менее, предлагается распространить такой налог не только на физических, но и на юридических лиц. При этом, налог на богатство не должен затронуть средний класс. Тогда кто станет новой жертвой очередных фискальных перемен?

Нужно четко и корректно определить критерии, по которым будет взиматься налог на богатство. Однако споры продолжаются. Одни эксперты и чиновники считают, что привязки к стоимости быть не должно, так как цена объекта - спорный вопрос и будут сложности с администрированием. Поэтому предлагают учитывать только площади и мощности.

Другие предлагают начать с введения налога на недвижимость и имущество, включая земельные участки. А затем уже двигаться по дифференциации этого налога для особой группы таких объектов.

Третьи опасаются: не получится ли так, что издержки на администрирование налога на богатство смогут превысить собираемость. Не эффективнее ли оптимизировать существующую систему налогообложения на транспорт и недвижимость.

Итак, мнений и предложений достаточно. Теперь слово за нашими олигархами.

Олександр ГОНЧАРОВ,

Директор Інституту розвитку економіки України (www.ireu.org.ua)

Якщо ви помітили помилку у тексті, виділіть її мишкою та натисніть комбінацію клавіш Alt+A
Коментувати
Поділитись:

Коментарі

1

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі