Прорывы и разочарования 2017 года

Реформы есть. Но рядовые граждане их не видят

Прошедший год многие эксперты и рядовые граждане оценивают как год разочарований. Действительно это так, или это сказываются завышенные ожидания и склонность к негативу?

Попробуем собрать основные достижения и провалы, прорывы и разочарование года.

Несомненно, самым большим прорывом является безвизовый режим с Евросоюзом, в введении которого в определенный момент уже перестали верить. Речь идет не только о долгосрочном воздействие, связанном с возможностью значительно большего числа украинцев ездить в Европу (а следовательно, собственными глазами посмотреть на европейский образ жизни). В среднесрочной перспективе гораздо важнее выполнения многочисленных требований ЕС в сфере модернизации украинского законодательства и институтов. Кстати, стоит вспомнить, что Ассоциация с ЕС вступила в силу в прошлом году, с 1 сентября.

Вторым важным достижением является старт медицинской, образовательной и пенсионной реформ. И хотя имплементация медицинской реформы начнется только с 2018-го и вызовет неоднозначное восприятие в обществе, а так же образовательная требует очень много времени и представлена ​​лишь рамочными решениями, а пенсионная целом включает только очевидные базовые решения и не достигает стратегических целей - все равно разрыв с наследием прошлого в социальной политике является существенным достижением года.

Разрыв с наследием прошлого в социальной политике является существенным достижением года

Третьим важным успехом является фактический старт реформы государственного управления. Хотя она так же растянутая во времени, но постепенно набирает обороты.

Проблема заключается в том, что всех этих реформ рядовые граждане не видят (безвиз является исключением, но нельзя на четвертом году после Майдана демонстрировать широким слоям общества только его). Граждане хотели бы видеть и оценить близкие им вещи - рост благосостояния и доступности правосудия, но как раз с этим есть проблемы (подробнее ниже).

Впрочем, есть одна реформа, которую видит воочию большинство граждан. Речь идет о дорожном хозяйстве: реформа финансирования дорожного строительства привела к его невиданной интенсивности. Морскую реформу, которая идет с аналогичной высокой интенсивностью, к сожалению, видят только специалисты.

Есть одна реформа, которую видит воочию большинство граждан. Речь идет о дорожном хозяйстве

Среди других важных побед надо назвать значительные успехи дерегуляции (хотя там остается еще много работы), принятие экспортной стратегии и активную работу по переориентации экспорта, возвращение Украины на рынок еврооблигаций, запуск ПроЗорро. Продажи (не только создает почву для прозрачной приватизации, но уже сейчас увеличивает прозрачность и эффективность процессов, связанных с ликвидацией банков), принятие закона об электронных доверительных услугах (кстати, Украина первой из стран Восточного партнерства интегрировала свое законодательство с ЕС этом направлении).

Безусловные победы в сфере децентрализации: местные бюджеты теперь как никогда накачанные деньгами, а процессы создания объединенных территориальных общин оцениваются в основном положительно. Отдельно надо назвать в перечне побед значительное увеличение доли украинского языка в украинском теле- и радиоэфире и начало возрождения украинского кино.

От безусловных побед перейдем к спорным вопросам.

В этом перечне на первом месте будет судебная реформа. Хорошо, что произошла перезагрузка Верховного Суда, этот процесс был открытым и под контролем общественности. Плохо, что открытость и контроль общественности не смогли предотвратить прохождение в новый состав одиозных персонажей с необъяснимым имуществом и черным шлейфом неправосудных решений (от "судей Майдана" к авторам решений, отмененных Европейским судом по правам человека).

Введение конкурентного рынка электроэнергии является позитивом, но в условиях фактического монополизма это решение может сыграть против потребителей

Так же противоречивыми выглядят реформы в энергетике. Однозначной победой Украины стало решение Стокгольмского арбитражного суда по спору с Газпромом. Введение конкурентного рынка электроэнергии является позитивом, но в условиях фактического монополизма это решение может сыграть против потребителей. Странный "Роттердам +" уже привел к увеличению тарифов в пользу монополистов. Ставки ренты на добычу газа снижены (правда, только новые скважины), зато на добычу нефти - без изменений (при том, что нефти мы уже импортируем больше).

Еще одна сфера, в которой позитив и негатив перемешаны, - это национальная безопасность и оборона. Шаткое равновесие на фронте и отсутствие масштабных боевых действий дали нам очередной год передышки для развития армии, но он был использован не полностью. Увеличение оборонного бюджета сопровождается непрозрачностью его распределения. Расширение сотрудничества с НАТО и странами-членами альянса сопровождается жесткой критикой с их стороны (в том числе по Укроборонпрому) и медленной имплементацией стандартов НАТО. Существенный прогресс боевой подготовки в одних местах сопровождается старыми подходами и программами полувековой давности в других. Кибербезопасность остается "ребенком у семи нянек" и находится в ужасном состоянии.

Теперь о больших разочарованиях года.

Основным разочарованием остается крайне низкий уровень экономической свободы, который тормозит рост, инвестиции и держит страну в ловушке бедности

Как и в прошлом году, основным разочарованием остается крайне низкий уровень экономической свободы, который тормозит рост, инвестиции и держит страну в ловушке бедности. В этой сфере надо отметить несколько проблем, первой из которых является безопасность бизнеса: вмешательство силовых органов приобрело в прошлом году беспрецедентных масштабов, и все еще является проблемой номер один. Наибольшие враги экономики - экономические подразделения силовых ведомств - остаются без изменений, Государственная фискальная служба остается без изменений, Служба финансовых расследований не создана. Приватизация и введение прозрачного рынка сельскохозяйственной земли снова были отложены, и это можно было бы назвать двумя крупнейшими разочарованиями года - ведь потеряно два мощных шанса запустить экономический рост (а бюджет не дождался соответствующих поступлений).

И так же отложен третий инструмент роста - введение налога на выведенный капитал вместо налога на прибыль должно было заработать с 1 января 2018 года, а ныне обещано с 2019-го. Автоматический возврат НДС, сам по себе является большим позитивом, в реальной жизни это ударило блокировкой налоговых накладных не только по махинаторам, но и по десяткам тысяч честных предпринимателей. А конец года подарил беспрецедентное давление на прозрачные публичные закупки и принятие в первом чтении крайне коррупционного законопроекта "Покупай украинское".

Наибольшие враги экономики - экономические подразделения силовых ведомств - остаются без изменений

Все это происходит на фоне антилиберальной фискально-бюджетной политики: если в 2016 году налоговая нагрузка на экономику была снижена на 3-4% (что стало одним из факторов начала экономического роста), то в 2017-ом суммарное налоговое бремя снова было увеличено на 3-4 % за счет расширения базы налогообложения (стоит отметить, что негативная тенденция в 2018 году сохраняется). Сводные доходы государства приближаются к 45% ВВП, что делает невозможным рост экономики.

В общем получается, что все инструменты запуска экономического роста вновь отложены на будущее, и это плохая новость для инвесторов, предпринимателей, наемных работников и членов их семей, ведь вялый рост съедается инфляцией, которая превышает прогнозный уровень (и здесь надо вспомнить негативный вклад очередного увеличение минимальных зарплат, необоснованный экономическим ростом). Чтобы оценить ожидаемый уровень экономической угрозы, к этому надо добавить стремительную трудовую миграцию, которая реально уже вызывает нехватку кадров во многих отраслях и регионах.

Бесспорным разочарованием года является антикоррупционная борьба. НАБУ и Генпрокуратура раскрыли и передали в суд много дел. Но там они развалились или зависли

Вторым бесспорным разочарованием года является антикоррупционная борьба. С одной стороны, как НАБУ, так и Генпрокуратура раскрыли и передали в суд много дел. С другой стороны, в судах часть этих дел развалилась, а часть зависла. Все это происходит на фоне конфликта между правоохранительными органами, дискредитации и постоянного давления на НАБУ и антикоррупционных общественных активистов, на фоне попыток лишить НАБУ независимости, нетрудоспособного НАЗК (который не только не может, но и не хочет ничего делать) и отложения создания Антикоррупционного суда. Общая картина выглядит грустной, особенно если добавить фактическое замораживание важнейшей антикоррупционной реформы - реформы управления государственными предприятиями.

В целом ситуация в стране, на первый взгляд, выглядит неплохо: военный конфликт заморожен, макроэкономическая стабильность достигнута, экономика начала расти, внутриполитические противостояния остаются бурями в стакане, а мир всячески расширяет поддержку Украины. Однако эту ситуацию надо сравнивать с ожиданиями граждан: активное меньшинство хочет значительно более интенсивных реформ, пассивное большинство - значительно более интенсивного роста благосостояния. Как известно, самая большая угроза социальной стабильности возникает не в момент наибольших вызовов (этот момент, похоже, мы прошли), а после того, как ситуация начинает улучшаться.

Активное меньшинство хочет значительно более интенсивных реформ, пассивное большинство - значительно более интенсивного роста благосостояния

Необходимо отметить, что институциональный потенциал реформ остается очень слабым: парламент демонстрирует слабую дееспособность, низкую явку и деградацию нормотворческой квалификации, подавляющее большинство реформаторов первой волны уже оставило свои посты, новые реформаторские кадры только начали набираться, а государственная кадровая политика в целом остается достаточно слабой.

На этом фоне безусловным позитивом выглядят, несмотря на негативный бизнес-климат, многочисленные истории предпринимательского успеха в различных сферах экономики и приход нескольких именитых стратегических инвесторов (в первую очередь в крупные инфраструктурные проекты). Такие истории успеха крайне важны, потому что они вдохновляют тех, кто идет рядом и следом.

Баланс достижений и разочарований каждый строит для себя самостоятельно, и представители крайних точек зрения, для которых уже придумано много эпитетов, вряд ли способны достичь согласия - каждый видит только то, что хочет. Но проблема в другом.

Если хирургическая операция долгосрочная, но нет обезболивания и остановки кровотечения, то пациент не доживает до успешного ее завершения

Медленные, ограничены и противоречивые изменения обескровливают экономику, политику и социальный строй. Если хирургическая операция долгосрочная, но нет обезболивания и остановки кровотечения, то пациент не доживает до успешного ее завершения. Значит, либо надо ускориться, либо останавливать кровотечение и утолять боль - и единственным путем это сделать является не популизм, а стремительный экономический рост.

Авторы благодарят многочисленных экспертам, на оценки которых опирались, но подчеркивают, что эта публикация отражает их личную точку зрения.

Авторы - Валерий Пекар, Андрей Длигач

Оригинал

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі