Начало Карпатского рейда Соединения партизан Сумщины Сидора Ковпака можно указать с точностью до часа — 12 июня 1943 года, 18.00. Чего нельзя сказать о дате окончания. Потому что возвращались из Карпат партизаны разрозненными отрядами, группами, по одиночке.
В середине сентября на хутор Конотоп на севере Ривненщины, определенный еще в Карпатах местом сбора, начали прибывать первые группы ковпако вце в. В конце сентября — основные отряды. Окончанием рейда можно считать и 21 октября 1943-го. Тогда Ковпак подписал отчет о рейде для Украинского штаба партизанского движения ( УШПД).
В советское время много книг, диссертаций, фильмов лишь замутили историю Карпатского рейда, скрыв самое существенное. Начиная с самого главного: каково было задание и выполнили ли его ковпако вцы? После войны воспоминания писали и Ковпак, и начальник штаба соединения Григорий Базима. Уцелел дневник погибшего в Карпатах комиссара соединения Семена Руднева. Основательные воспоминания написал помощник Ковпака по разведке Петр Вершигора. Детальные мемуары в виде дневника оставил Василий Войцехович — заместитель Базимы по оперативной части. Наконец, мемуары написал генерал Строкач — начальник УШПД. Но ни в одной из этих книг нет четкого объяснения задания рейда в Карпаты, поставленного УШПД и ЦК КП(б) У, а фактически — Сталиным.
Впрочем, выявить суть задания можно из отдельных предложений, реплик, замечаний мемуаристов. А также из внимательного изучения истории украинских советских партизан. Диверсии на нефтепромыслах, изучение ситуации в оккупированной Западной Украине, демонстрация советской силы " захи днякам" — все это было второстепенным заданием Ковпака. Главное — прийти в Карпаты и остаться там. Создать в горах партизанский край, подготовить базу для прихода туда других партизанских соединений.
УШПД уже имел такие края в правобережном Полесье. В частности, глубокой осенью 1942-го с левого берега Днепра на север Киевщины и Житомирщины перешли отряды Ковпака и Сабурова, впоследствии — черниговское соединение Федорова.
Партизаны очистили от немцев большие районы и обустроили аэродромы для приема самолетов с Большой земли. Те поставляли все необходимое для войны — и взрывчатку, и квалифицированных подрывников. Назад самолетами вывозили больных и раненых. В итоге стратегическая железная дорога Ковель – Киев очутилась под постоянным прицелом партизан. Выбить их с Полесья у немцев не хватило сил. И на лето 1943-го эта железная дорога из стратегической стала для них второстепенной. А у партизан наступили "тяжелые" времена: диверсионные группы из разных отрядов, выйдя на железную дорогу, должны были становиться в очередь, чтобы взорвать эшелон. А взорвав, удивлялись: "Чем тот кляты й фашист воюет? В эшелонах то металлолом, то древесина, то уголь". Кроме того, весной 1943 года партизаны сорвали попытки немцев наладить судоходство на Припяти.
Диверсионные группы должны были становиться в очередь, чтобы взорвать эшелон
Подобный партизанский край в Карпатах мог нанести новый удар по немецкому тылу. В частности, и по карпатским нефтепромыслам. Для первого прыжка выбрали соединение Ковпака. 12 июня от села Милошевичи на украино-белорусской границе (север Житомирщины) в Карпаты отправились 1517 бойцов. Из тяжелого оружия имели две 76- и пять 45-миллиметровых пушек, несколько минометов разного калибра. Телеги были перегружены взрывчаткой и боеприпасами. Накануне в Западную Украину отправилось соединение Федорова. Но не в Карпаты, а на Волынь. Федоров закрепился под Ковелем и почти полностью парализовал работу этого важного железнодорожного узла.
Обходив Ривне с запада, Ковпак резко повернул на юг, прошел всю Тернопольщину. В ночь на 16 июля партизаны переправились через Днестр по мосту севернее Галича и вошли в горы. И уже вечером того же дня немцы — Войцехович пишет о 60 тыс. блокировали соединение на 8–10 кв. км. Две недели Ковпак кружил по горам, прорывая одно окружение за другим. А было их свыше 20. За это время соединение потеряло все тяжелое оружие, обоз, всех коней — ездовых и кавалерийских. Часть из них ковпако вцы съели, потому что голодали. Полного уничтожения можно было избежать лишь побегом из гор на равнину — о закреплении в Карпатах уже речь не шла. И Ковпак (Руднев на то время уже погиб) решает разделить соединение на шесть отрядов, которые должны были самостоятельно добраться до Полесья. Всех тяжел оранены х, кто не мог сам идти, собрать в отдельную, седьмую группу, дать им охрану-сопровождение (роту, полсотни бойцов) — и дай Бог удачи.
Отдать такой приказ Ковпак долго не решался. Разделение — признание военного поражения, ведь соединение фактически переставало существовать как целостное воинское подразделение. Надежда, что большинство отрядов выйдут из Карпат и соединятся опять, была призрачной. Но произошло чудо — из Карпат вышли все шесть отрядов. Даже большинство тяжел оранены х удалось спасти.
Следовательно, задание рейда Ковпак не выполнил — оно было нереальным. Ковпаковцы пришли на территорию, абсолютно не приспособленную к той партизанской войне, к которой привыкли за два года. В этом вина того, кто отдал приказ рейду. Карпаты не Полесье, в горах маневрировать крайне тяжело. А без маневра партизаны были обречены.
Поддержка с Большой земли была невозможной: фронт вдалеке от Карпат, самолеты за ночь не доле тали. А если бы и доле тали, то как сбросишь груз, когда партизаны ведут непрерывные бои и не могут нигде остановиться дольше, чем на полсуток? Необходимой для любого партизанского движения поддержки местного населения не было. И не потому, что это " захи дняки". Если бы даже гуцулы все были коммунистами, то при тех обстоятельствах и они ничем не помогли бы.
Вторую причину поражения следует искать в ответе на вопрос: откуда в Карпатах вдруг оказалось пусть не 60 тыс., но и не намного меньше немецких воинов, с артиллерией, танками и авиацией, которые в первый же день по приходе Ковпака в горы навалились на партизан? Петр Вершигора был убежден, что немецкое командование предварительно собрало силы против Ковпака, умышленно пропустило его в Карпаты, просчитав, что в горах его будет намного легче уничтожить. Указывает Вершигора и время, когда немцы "засекли" движение Ковпака в Карпаты.
Обергруппенфюрер Крюгер правильно определил направление движения партизан
Идя через Тернопольщину на юг, партизаны пересекли железную дорогу Тернополь – Проскуров – Жмеринка. Они были удивлены: с интервалом в считанные минуты двигались эшелоны, груженные военной техникой. А охрана железной дороги по привычным партизанским меркам — курам на смех. Ковпак до того пытался идти тихо, чтобы немцы как можно позже обнаружили, что в их глубоком тылу появились партизаны. А здесь не удержался и позволил взорвать несколько небольших железнодорожных и шоссейных мостов вокруг Тернополя. Вершигора описывает: начальник штаба Базима сидит и долго высчитывает, как лучше взорвать мосты минимальным количеством взрывчатки, приберегая ее для Карпат. А затем пишет: "Эх, Базима, Базима! Если бы ты знал тогда, что самую большую по результатам диверсию, которую когда-либо приходилось совершать отрядам Ковпака, мы делаем этой ночью!" И Войцехович пишет, в сущности, то же: "Чуть ли не наибольшая заслуга партизан в том, что они вывели из строя железнодорожный узел Тернополь".
Мосты взорвали в ночь на 8 июля — через два дня после начала наступления немцев на Курской дуге. Через Сарны, помните, везли утиль, а через Тернополь — танки. Это был действительно мощный удар по врагу, о чем ковпако вцы тогда и не догадывались. Но это стало причиной и будущих их бед. Об остановке важнейшей для Восточного фронта магистрали, да еще и в разгар Курской битвы, не могли не доложить Гитлеру. И тот приказал немедленно уничтожить "бандитов". Потому за считанные дни против Ковпака и собрали такие значительные силы. Возглавил их опытный в проведении антипартизанских операций обергруппенфюрер Крюгер. Он правильно определил направление движения ковпако вце в и пропустил их в горы. Дальше осталось лишь реализовать свое абсолютное военное преимущество.
Но немцы не смогли уничтожить соединение, хотя имели для этого все возможности. Именно тем, что шесть групп опять стали единым целым, ковпаковцы гордились больше всего. Войцехович приводит такие цифры из отчета УШПД: из Карпатского рейда вернулось 1047 из 1517 лиц, уничтожено 3360 гитлеровцев, четыре танка, три самолета.
Комментарии
2