Может ли А.Яценюк проводить реформы, не создавая болезненных ощущений?
А может ли Кабмин Арсения Яценюка приступить к проведению структурных и институциональных реформ, не создавая болезненных ощущений у рядовых украинцев? Ведь граждане страны уже привыкли за последнее время к тому, что все действия правительства неизменно сопровождаются серьезными финансово-экономическими проблемами на уровне семьи, на уровне каждого украинца. Неужели, это неизбежность?
Почему решения Кабмина и Национального банка обязательно должны были привести к резкому обесценению гривны и всех финансовых сбережений населения? Откровенно скажу, даже тогда, когда в самом начале 90-х мы создавали государство Украина с нуля, не было таких болезненных ощущений. А ведь мы тогда из советской эпохи вошли в независимую страну без государственных границ, без Национального банка, без собственной валюты и без Вооруженных Сил Украины. Очень хорошо помню, как вначале был только один Министр обороны Украины и центральная газета МО независимой страны, все остальные войска и флот тогда еще подчинялись Москве. Процесс разделения и реформирования проходил не просто, хватало волнений и тревог. И все же мирный курс никому не удалось изменить.
А сегодняшний период невольно приходится сравнивать с серьезнейшей хирургической операцией, после которой еще неизвестно – станет ли лучше пациенту? В отличие от текущей ситуации, тогда в самом начале 90-х Президенту Л.Кравчуку удалось вывести украинское общество на новый этап развития без шоковой терапии и вооруженного противостояния. Думаю, что нынешнему руководству страны нужно постоянно консультироваться у Леонида Кравчука, его активно надо вовлекать в выработку современной идеологии и социально-экономической политики Украины.
Конечно, все мы понимаем, в каких сложных условиях сейчас функционирует Кабмин Арсения Яценюка. Понимаем ограниченность политического и административного ресурса правительства из-за событий на востоке страны. Понимаем, с какими трудностями сталкивается экономическая политика в условиях структурного и институционального кризиса. И поэтому ни во власти, ни в оппозиции в эти дни не могут быть люди, кто с нетерпением и возбуждением могли бы ожидать еще большего обострения у нас кризиса, что наша экономика рухнет. Эти люди очень ошибаются, накроет всех – мало не покажется.
Другой момент – это объективная и справедливая оценка того, что делают Кабмин и НБУ. Многие эксперты не стремятся выпячивать лишь недостатки. Но и замалчивать в этих условиях их нельзя. И когда слышу такие слова, дескать, пусть правящая власть сама учится на своих ошибках, думаю, это не правильно. Это очень дорого обойдется всем нам. Мы живем в одной стране, и не можем действовать по логике "чем хуже, тем лучше, даже если это ускорит процесс реформирования".
Вот и сейчас наше правительство стоит на развилке. Или вбухивать полученные от МВФ кредитные деньги в рынки, что в условиях олигархического монополизма только подстегнет инфляцию, или наращивать золотовалютные резервы? Но резервы – это не самоцель, это – результирующий показатель. И если не принять сильного и верного решения, будет расплата. Не дай Бог, если расплатой будет дальнейшее падение промышленного производства, сокращение инвестиций и доходов населения, а также рост безработицы.
Так, что же делать? Если кратко, то - повысить производительность труда, жестко контролировать госрасходы, избавляться от неэффективных производств, развивать малый и средний бизнес, а также микрокредитование. И надо жить на те деньги, которые связаны с производительностью труда, а не только с конъюнктурой рынка. Сегодня конъюнктура есть, а завтра ее нет. Об этом надо постоянно помнить.
Александр ГОНЧАРОВ,
Директор Института развития экономики Украины