В оттепель из прудов по еду выбираются бобры и ондатры. За зиму они съедают все запасы, заготовленные с осени.
— Как-то видел, как бобер нес целую свеклу с огорода. Бросил прямо в реку и поплыл с ней, — рассказывает глава Хмельникского общества охотников и рыбаков Антон Кащеев, 58 лет. — Их домики могут быть 1–3 метра в высоту, а в диаметре — до 12. Живут в них до 10 лет несколькими семьями. Для пищи у животных отдельные амбары из грязи и веток. Отгрызенное дерево переносят в зубах на стройку и втыкают острым концом в дно реки. Между ними вкладывают мелкие обрубки, хворост, листья. Если плотину кто-то разрушит, построят новую за одну ночь.
В сильный мороз они не вылезают из воды, чтобы не обморозить хвост, лапы и не погибнуть.
— От холода бобра спасает толстый слой жира и густая шерсть. Расчесывает он ее раздвоенными когтями задних лап. Чтобы мех не намокал, смазывает его маслянистой жидкостью из своих желез.
Рядом с бобрами часто живут ондатры. Зимой они питаются корневищами растений, моллюсками, мелкой рыбой подо льдом. Могут не выныривать на поверхность в течение 12 минут.
— Они тоже устраивают амбары с едой. Одним пользуются несколько животных, подплывая к нему по очереди. От голода ондатры болеют туляремией, которая поражет лимфоузлы. Были случаи, когда этой болезнью от животных заражались и браконьеры. Весной ондатры спариваются и мигрируют в другие водоемы. Беременность у самки длится четыре недели. Рожает по пять-восемь розовых голых детенышей. В первые дни они не видят, едят молоко. А через четыре месяца вырастают до размера взрослого животного.
В Советский Союз ондатр завезли из Северной Америки в 1927 году ради меха. Из них преимущественно шили шапки. Их ценили за тепло, носили полвека.
Комментарии