Ексклюзивы
пятница, 29 апреля 2016 07:50

"Некоторые участки нужно было пробежать за секунду, потому что там прострел 1000 рентген"
2

— Когда взорвался реактор, я летел в вертолете по Тюменской области. Имел годовой контракт, снимал Юганский заповедник, — рассказывает Владимир Савран, 65 лет. С 1981-го работал на радиозаводе в Припяти. Сейчас живет в Славутиче Черниговской области — городе, построенном для персонала Чернобыльской АЭС после аварии. В 1998 году перенес онкологическую операцию. — Командир в наушник рассказывает, что в Припяти взорвался реактор. Я не поверил. Поспорил на бутылку коньяка. Потому что нам рассказывали, что это самая безопасная станция.

Почему вернулись в Припять после взрыва?

— В начале 1987-го приехал работать, чтобы получить квартиру. Там был нужен фотограф, который знает местность. Делал панорамные снимки с вертолета, с БТРа. Переодевался по 10 раз в день. Одежду ту выбрасывали. Фотолабораторию обустроили в городской бане. Пока пленки сушились, мы парились. "Особняки" (чиновники. — ГПУ) распечатывали эти фото метр на два для госкомиссии. Государственные мужи из Москвы берегли здоровье, поэтому ситуацию изучали только по снимкам.

Позже устроился в газету "Вестник Чернобыля". Самое опасное задание имел 11 августа 1990 года. С журналистом Николаем Хриенко поехали в сам саркофаг. Государство начало сокращать финансирование исследований. Ученые считали, что работы нужны. Хотели дать огласку. В скафандрах и респираторах прошли по всем помещениям. Проползали к сбросному клапану больше 10 метров. Температура бетона — за 40 градусов. Я в пластиковой одежде животом чувствовал тепло. В некоторых местах прятались за колонной. Некоторые участки нужно было пробежать за секунду, потому что там прострел 1000 рентген. Радиация засвечивала пленку. Проявляю — черная, еще одну — снова черная.

Как руководство станции позволило такое?

— Не позволило. Лезли в субботу. Работники получили нагоняй. Мы опубликовали статьи в "Вестнике Чернобыля" и журнале "Украина". Вся редакция получила международную премию "За мужество и профессионализм". Работы продолжили, но ненадолго.

Что больше всего запомнилось из журналистской работы?

— Мы создали объединенную редакцию — газету, радио, а в дальнейшем и телегруппу. Давали материал на Украинское телевидение.

Была история о дезертире. Парнишка служил в Сибири, над ним начали издеваться. Он убежал, провел две зимы в Чернобыле. Осенью 1991-го пошел сдаваться. А ему говорят: все, Союз развалился, гуляй. Показывал нам, где брал еду, землянку свою.

Другой сюжет — о зеках-беглецах. Увидели их с вертолета. Имели свою ферму, гнали самогон. Люди много оставили варенья, было из чего гнать.

Партийный контроль, государственный контроль, зона закрытая, при этом огромные масштабы мародерства. Почему?

— Наибольшие мародеры — милиционеры. Я дома имел небольшой фотоувеличитель экспериментальный, "Беларусь СБ-5". Их киностудия Довженко заказывала. Осенью 1988 года увидел его в участке милиции. Говорю, что это мой. Чем докажешь? В правом углу выцарапаны номера телефонов. Продиктовал их. Забрал.

Был на задержании майора милиции, который вынес из квартир 16 килограммов золотых украшений. А вывозили не только драгоценности. Один министр из Партии регионов не знал разницы между микро- и миллирентгеном. Зато посчитал, сколько в припятских квартирах радиаторов и чугунных ванн. Приехал и удивлялся, что этого нет. Мол, куда смотрела милиция? А она как раз туда и смотрела.

Правда ли, что для предотвращения мародерства имущество выбрасывали из квартир и сжигали?

— Это 1988 год. Объявили работникам, которые до того жили в Припяти, что свои вещи можно забрать до такого-то числа. После него солдаты из окон все сбрасывали в грузовики. Вывозили на захоронение. Оператор съемочной группы из Одессы поймал камерой, как из окна летит и разбивается об асфальт возле его ног большой глобус.

Как жители Славутича сегодня видят свое будущее?

— Неопределенность. При закрытии станции обещали очень много. Президент Леонид Кучма брал город под свой патронат. Было предложение построить экспериментальный ядерный реактор. Но нашим политикам нужно только то, что пахнет деньгами.

Лет семь назад приехала делегация депутатов Верховной Рады. На объекте "Вектор", где захороняють ядерные отходы, идут двое, меня сзади не видят. Один говорит: "Слушай, это золотая жила!" Второй: "Нет, это золотая река! Нужно брать немедленно под контроль. Представляешь, сколько здесь бабла!"

Люди со станции нашли себя в жизни?

— Люди, которые руководили процессами, уехали преимущественно за границу. Один мой кум с семьей — в Канаде, второго в Петербург пригласили. Работают по специальности.

Сейчас вы читаете новость «"Некоторые участки нужно было пробежать за секунду, потому что там прострел 1000 рентген"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть