Ексклюзивы
среда, 14 октября 2009 18:53

Из Шампании ездят в соседнее село за хлебом
7

Галина Шарапова живет на хуторе Шампания Звенигородского района Черкасской области несколько лет. Говорит, что хороший урожай тыквы
Фото: фото: Николай КАРНАРУК
Василий Пидгрушный ждет машину, которая скупает яблоки. За килограмм ”падалки” дают 25 копеек
В лес рядом с хутором Шампания женщины из соседнего села Шевченково ходят за грибами
Почтальон Зинаида Тарануха (справа) принесла Григорию Федоровичу и Светлане Владимировне Сорокам пенсию
Возле двора Федора Форостенко объявление: ”Продаю ячмень, мед”. Слово ”пшеница” заклеено, потому что уже купили

В поселке Шампания Звенигородского района Черкасщины живут 67 человек, среди них — 14 детей. Населенный пункт граничит с селами Моринцы и Шевченково. Имеет одну улицу — Пролетарскую, на которой 36 домов. Четыре из них пустуют.

На въезде стоит знак Шампань.

— Правильно Шампания. Этот знак написали еще в советские времена. В документах мы отчитываемся о нем как об отдельном селе. Хутор присоединен к нашему сельсовету, — объясняет голова села Пединовка 70-летний Аанатолий Тарануха.

В первом доме со стороны Шевченково живут супруги Сороки. Во дворе на скамье сидит 70-летняя Светлана Владимировна, рядом стоит ее муж 73-летний Григорий Федорович. Им почтальон Зинаида Тарануха, 45 лет, принесла пенсию.

— Жить нам здесь хорошо, — говорит Григорий Сорока. — Рядом лес. Природа хорошая. Вот сейчас засуха. А так опят много. Мы с женой из Кривого Рога. Приехали, построились, так и остались.

Через несколько домов под плетнем стоят шесть белых мешков с яблоками. Во дворе возле большого пня-столика сидит 53-летний Василий Пидгрушный.

— Это паданки (яблоки, которые упали из дерева. — "ГПУ"). Машины из Золотоноши скупают по 25 копеек за килограмм. Продаем еще молоко, за литр платят по гривне. Это мыслимо? Вода дороже стоит. Здесь одни пенсионеры живут, могу на пальцах пересчитать. А молодых мало, ну две-три семьи на весь хутор, — крутит папиросу.

— Василий, пойди корову выгони, потому что уже пора, — из дома выходит жена 52-летняя Галина Шарапова. — В табуне всего пять коров, а раньше были в каждом доме. Это двор моей дочки, а мы живем немного дальше по улице. Дети поехали в Моринцы на храм. Я здесь три года как поселилась. Мой муж внезапно умер восемь лет тому назад, прожили с ним 27 лет. А этот ходил ко мне парнем, но так и не женился. А это забрал назад. В Шампании вода в колодцах высыхает, потому что нет дождей. Два ведра вытянем и нужно ждать, пока наберется опять. Я до этого жила в Моринцах, так там воды хватает. А это и там начала пропадать.

— А куда вы в магазин ходите? — интересуюсь.

— Вот насчет этого, то вы побеспокойтесь. Магазина у нас нет. Был киоск, и тот украли средь бела дня. За хлебос ездим или в Шевченково, или в Моринцы. Если бы какая-то машина хоть раз в неделю хлеб привозила.

60-летняя Раиса Бойко хлеб выпекает дома. Приглашает в летнюю кухню, в которой есть печь.

— Пеку раз в две недели. В печь влезают 8 полуторакилограммовых буханок, — показывает круглые формы, в которые кладет тесто. — В печи и борщ отличается от того, который сваришь на плите или на газу.

Возле одного из дворов стоят четверо пластиковых ведер с яблоками. Рядом табличка "Продаю ячмень, мед". Останавливаем машину. Из двора почти выбегает 82-летняя Мария Щербак.

— Красные 25 гривен за ведро, а падалка — 15, — говорит.

— Разве мы сейчас живем? Существуем, — вздыхает ее зять 53-летний Федор Форостенко. — Раньше ходил на работу, шоферил в колхозе в Пединовке. Работал пасечником. А теперь забрал два гектара паевой земли, 60 соток огорода — и копаемся в ней. Дети с внуками в Черкассах.

— Зять у меня хороший. Что глянет, так то и сделает. Но только здоровье у него плохое. Дед три года тому назад умер, а дети забрали меня сюда, — Мария Григорьевна прячет коричневые от ореховых скорлупок руки. — Вырастили пшеницу, а она по 700 рублей тонна. А сколько туда вложили труда! Я была в Черкассах у внуков. Там колбаса — по 80 гривен. Вкуса у нее никакого.

 

Автобусы "Шампаньтранса" нанимают Ани Лорак и Верка Сердючка

В конце ул. Пролетарской живет Леонид Бойко, 74 года. Он рассказывает историю Шампании.

— В усадьбе пана Энгельгардта было несколько экономий: в Моринцах, Будищах, Майдановке, Казацком. Управителем был поляк Шампанский. В революцию хозяйство разобрали, а участок отошел Пединовке. Тогда этот хутор и назвали Шампань. В 1960-х, когда было 150-летие со дня рождения Шевченко, построили вот эту дорогу. Ею связали Шевченково, Моринцы и город Городище. Тогда на карте написали Шампания. Вот это название по всему Союзу и разошлась.

Сыновья Леонида Ивановича — 41-летний Олег и 36-летний Руслан имеют собственное предприятие "Шампаньтранс". 15 лет занимаются международными перевозками. Работают с туристическими фирмами Украины, России.

Во дворе "Шампаньтранса" стоят 10 автобусов.

— Первый списанный ПАЗ обменяли по бартеру. Отдали за него 20 ящиков яблок и пять лисьих шкур. Ездили на базар в Черновцы, Москву продавать маслю, квашеные яблоки, сахар, семечки. Односельчане возили на продажу мясо и сало, — рассказывает Руслан. — Теперь имеем "мерседесы" и "сетры".

Хвастается, что автобусы "Шампаньтранса" для гастролей нанимают звезды эстрады — Алена Винницкая, Потап и Настя Каменских, Ани Лорак, Верка Сердючка. В прошлом году автобусы из Шампании сопровождали колонну машин после отмены ралли Париж–Дакар.

Сейчас вы читаете новость «Из Шампании ездят в соседнее село за хлебом». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

1

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть