
— Мы не дадим открыть карьер. Здесь и так воды нет. А та, что есть, плохая, пить нельзя. От их машин начнут падать дома, потому что старые. Люди для них ничего не стоят. Им будет хорошо, будут иметь деньги, а мы что? Одни беды. Они будут обещать работу. Но это неправда. Будут возить своих работников посменно, — говорит 58-летняя Клавдия Качур из села Босовка Лысянского района Черкасчины.
Местные жители выступают против открытия в селе карьера по добыче бентонитовой глины. Общество "Завод утяжелителей" планирует добывать ее в селах Босовка, Виноград, Репки Лысянщины.
Люди узнали, что 27 декабря на сессию областного совета будет вынесен вопрос о разрешении на добычу ископаемого.
— Ситуация тянется несколько лет. В конце 2011-го пришло письмо в сельский совет от Константиновского завода утяжелителей, — объясняет сельский председатель Босовки Владимир Павличук, 35 лет. — Обратились с просьбой получить разрешение для лицензии на геологическое изучение с опытно-промышленной добычей бентонитовых глин. Депутаты сельского совета приняли решение не предоставлять его. Решили вынести вопрос на общее собрание села. Жители, райсовет тоже отказали. Все вроде утихло. В район карьера начали приезжать неизвестные. Люди рассказали, что этот вопрос будет выноситься на сессию областного совета.
В селе около 800 жителей. Есть детский сад, 9-летняя школа, работает дом культуры, фельдшерско-акушерский пункт. До райцентра, поселка Лысянка, 18 км.
— Если карьер откроют, это будет беда для села. Первая проблема — питьевая вода. Все колодцы питаются за счет природных источников. Из-за карьера снизится уровень грунтовых вод, село останется без воды, — объясняет Владимир Николаевич. — Второе — дороги. Их строили еще во времена колхоза, бережем их, как можем. Когда начнут ездить грузовики, дороги разрушат. Третье: там, где хотят открыть карьер, сельские пастбища. У многих людей нет работы, они живут с того, что держат скот, который выпасают на тех полях. И наибольшая проблема — известно, что бентонитовые глины являются защитным слоем урановых руд. Когда их начнут добывать, поднимется радиационный фон. Перед сессией официально к нам не обращались, хотя депутаты должны были бы спросить нас.
Крестьяне обращались к районной власти, депутатам областного совета и нардепу Валентину Нечипоренко. Говорят, ответ пока что не получили. Создали инициативную группу, чтобы отстоять свои права.
— Сейчас никто не спрашивает наше мнение. Приезжают ребята на крутых машинах, что-то разглядывают, — говорит один из активистов Григорий Нехоца, 70 лет. — Как-то ночью пригоняли буровую машину, что-то бурили в земле. Разрешений на это не брали. Делают свое дело, никого не спрашивая. Депутатам областного совета я сказал бы: кто сильно хочет открыть здесь карьер, пусть строит дом в селе возле него и живет с нами. Берет детей, жену и проживает здесь постоянно.
Люди жалуются, что из-за строительства карьера им не позволяют почистить реку.
— Карьер хотят открыть в 200 метрах от крайнего дома, на берегу реки. Мы хотим расчистить русло, чтобы обеспечить село водой. Изготовили соответствующий проект. В прошлом году областной совет заблокировал его. С этим карьером, наверное, опять деньги не выделят, — говорит Григорий Андреевич. — Летом река пересыхает, люди и скот остаются без воды. Если его откроют, то села не станет. Сейчас все боятся, что будет завтра. Молодежь разъезжается, а дальше еще и убегать начнет, когда радиация от карьера пойдет. В 1980-х планировали тоже открыть. Тогда говорили о заводе по переработке глины. Нас обещали отселить в новое село, которое хотели строить в поле, чтобы было безопасно жить. Планировали проложить туда газ, водопровод, построить школу. Когда начались разговоры, что бентонит является покрытием урановых руд, все утихло — от завода отказались. Поэтому сейчас мы говорим, что будем ложиться на дорогу под их грузовики — и пусть ездят по нам. Если карьер откроют, то все равно погибель, потому что пенсионеры выехать отсюда никуда не смогут.
Комментарии