Во время аннексии Россией Крыма на остров Бирючий, что в Азовском море, зимой 2014 года зашел 10-й батальон территориальной обороны из Черновцов. Но уже через три месяца его вывели. До сих пор там нет никаких украинских военных формирований для защиты от возможного вторжения российских войск.
Остров Бирючий — это коса из песка и ракушняка в Геническом районе Херсонской области. С 1927 года — государственный заповедник. Входит в Азово-Сивашкий национальный парк на юге Херсонщины и севере Крыма.
— Парк имеет границу с Крымом более 200 километров, — рассказывает 65-летний Владимир Марус, журналист и общественный деятель из Херсона. — Сейчас этот участок, кроме КПП, практически не охраняют. Нет ни стационарных постов, ни патрулей. Нам это подтвердили и в Государственном управлении делами, и в пограничной службе. Недавно там бойцы военизированного подразделения и местные жители поймали диверсанта с картами, сдали в милицию. Но его выпустили.
Директор заповедника Евгений Поповчук работает около 10 лет. По свидетельству бывших работников, туда во времена президентства регулярно прилетал Виктор Янукович на охоту и отдых. Для главы государства и его гостей были отдельные дома, пляж, квадроциклы, личный катер Януковича стоимостью $100 тыс., который недавно исчез. Они вели себя прилично, пирушек и фейерверков не было. Но охотились по полной программе — королевские лани, муфлоны, туркменские куланы, благородные олени. Все, что убивали, отправляли рефрижераторами в Межигорье. Так же туда забирали и живых животных.
После Майдана там что-то изменилось?
— Ничего. "Царские" охоты проходят до сих пор. Это подтверждают бывшие работники заповедника Виталий Жерновников, Галина Вакуленко, депутат Чонгарского сельсовета Валерий Таблюк. В начале апреля эту проблему озвучил губернатор ХерсонщиныАндрей Путилов на совещании. Сказал, на острове застрелили 45 оленей, загрузили в рефрижераторы и вывезли. Дал поручение своему помощнику проверить эту информацию. Но на том все и окончилось.
В области вообще какие-то непонятки происходят. Около года российские солдаты стояли на газораспределительной станции. Наши десантники говорили тогдашнему губернатору Юрию Одарченко: давайте мы их вытолкаем оттуда без стрельбы. Он ответил, что такой команды нет. А через восемь месяцев россияне вывезли со станции оборудования на полтора миллиарда гривен.
СМИ пишут, что таможенники и пограничники берут взятки на границе с Крымом. Но никто ничего не делает. Эсбэушники возьмут двух-трех — и опять тишина. Даже неизвестно, наказали ли кого-то. Пишем заявления в милицию, прокуратуру, СБУ — никакого ответа.
В фильме об аннексии Крыма президент России Владимир Путин рассказывает, что Януковича вывезли из Украины вертолетом на полуостров. Его могли забрать оттуда?
— Я уверен, что после Майдана экс-президент убегал в Россию через Бирючий остров. Янукович не мог проехать в Крым через Чонгар, потому что там было несколько засад с тяжелым вооружением. На той трассе расстреляли бы из БТРов и минометов. Его кортеж ехал через Мелитополь. Там, сразу за городом, дорога идет налево на Кирилловку и дальше до Бирючего. Это автодорога местного значения. Директор Поповчук оставил на острове преданных ему сотрудников. Когда приезжал Янукович, всех оттуда вывозили. Оставались только доверенные люди. Там есть вертолетная площадка. Оттуда до Крыма через море — 15 километров. Да и до Ростова вертолетом можно долететь за час-полтора.
Кроме охоты, есть еще незаконный бизнес в Азово-Сивашском заповеднике?
— Там есть четыре озера площадью 365 гектаров. Из них незаконно добывают биоресурс — мотыля, на которого ловят рыбу. Это приносит приблизительно миллиард гривен ежегодно. В Европе мотыль стоит 15 долларов за килограмм. Там огромные помпы с мощными моторами, работают бригады, за час работы можно добыть пять тонн мотыля. Мы с Кириллом Стремоусовым неоднократно ездили туда, снимали бригады добывающих. Сообщали начальнику областного управления МВД. Нам не верили: да какие там червячки. А это огромный бизнес.
Говорят, там и коноплю выращивают?
— Стремоусов был несколько лет в Геническе начальником рыбохраны. Воевал с рыбной и наркомафией. Рассказывал, что как-то сжег конопли на несколько миллионов долларов. Бирючий по природным условиям похож на Афганистан. Конопля на острове растет гектарами.
Там масса частных владений. Что творится за их заборами — никто не знает. Есть, например, владение директора "Мотор Сичи" Вячеслава Богуслаева.
20 километров — приблизительная длина Бирючего острова. Наибольшая его ширина — 5 км. Там живет почти тысяча акклиматизированных благородных оленей, около 2500 ланей, 90 куланов и несколько десятков домашних коней и муфлонов, фазаны 17 сентября 2003 года на острове состоялась встреча президентов Украины и России Леонида Кучмы и Владимира Путина, обсудили вопрос морской границы в акватории Азовского моря и Керченского пролива. А через 12 дней россияне начали строительство дамбы от берегов Таманского полуострова к украинскому острову Коса Тузла.
"Вы что, против президента?"
В ночь на 29 марта неизвестные проломили крышу дома херсонского журналиста и активиста Владимира Маруса. В прошлом году летом кто-то дважды выстрелил в окно. Несколько раз на мобильный посылали СМС-сообщения с угрозами. Владимир связывает это со своей правозащитной деятельностью и расследованиями злоупотреблений местной власти.
— Раньше все силовики, прокуроры, губернаторы, мэры между собой конфликтовали. Можно было одних натравить против других, и что-то в городе делалось, — говорит Владимир Марус. — Удавалось не допускать захвата имущества, разворовывания бюджета и тому подобное. Где-то на миллиард гривен я их "наказал" за это время. В последнее время занимался расследованиями незаконного строительства гостиницы на проспекте Готельном, 4. Строили без разрешительных документов, без выделения земли. Разбирался с уничтожением спортивных объектов города, коррупцией в Государственной архитектурно-строительной инспекции.
В последнее время работать стало тяжелее, потому что все со всеми договорились. Тогда мы с Кириллом Стремоусовым создали организацию "За президента Украины". Это помогает. Например, никого не пускают на сессию горсовета. А мы можем со своими удостоверениями пройти. Если кто-то препятствует, возмущаемся: вы что, против президента? Или у вас другой президент?
Комментарии
1