суббота, 14 июля 2012 16:15

"У нас могут быть языки национальных меньшинств, а не региональные", - нардеп

Автор: Фото: zaukrainu.org
  16 лет назад Владимир Мойсик, как судья Верховного Суда Украины, готовил Конституцию к рассмотрению в парламенте. Именно в ней в ночь на 28 июня за украинским языком закрепили конституционный статус единственного государственного языка.

Более недели назад Мойсик объявлял политическую голодовку на ступенях Украинского дома против «языкового» закона, который де-факто нивелирует украинский как единственный государственный
16 лет назад Владимир Мойсик, как судья Верховного Суда Украины, готовил Конституцию к рассмотрению в парламенте. Именно в ней в ночь на 28 июня за украинским языком закрепили конституционный статус единственного государственного языка. Более недели назад Мойсик объявлял политическую голодовку на ступенях Украинского дома против «языкового» закона, который де-факто нивелирует украинский как единственный государственный

- Когда закон Колисниченко-Кивалова протянули 3 июля - это была чисто бандитская акция, - считает народный депутат и член партии "За Украину!" Владимир Мойсик. - Когда они хотели протащить его впервые, то мы не допустили этого кулаками. Затем его приняли полуподпольных путем.

16 лет назад Владимир Мойсик, как судья Верховного Суда Украины, готовил Конституцию к рассмотрению в парламенте. Именно в ней в ночь на 28 июня за украинским языком закрепили конституционный статус единственного государственного языка. Более недели назад Мойсик объявлял политическую голодовку на ступенях Украинского дома против "языкового" закона, который де-факто нивелирует украинский как единственный государственный.

Закон "Об основах государственной языковой политики" не подписан. Давайте выясним статус кво, чем сейчас определяется языковая политика в Украине?

- В 1992 году был принят закон о языках, затем в 1996-м была принята Конституция, где в статье десятой оговариваются принципы языковой политики. И именно эта статья тогда вызвала больше всего споров, вместе с государственным флагом, гимном и трезубцем. И все же Конституцию приняли и там записано, что государственным языком в Украине является украинский, - Мойсик достает склееный скотчем экземпляр Конституции, где на полях карандашом сделаны примечания. - Это экземпляр из первого тиража 96-го года. Кроме того, в Конституции заложены два понятия - функционирование и использование. Функционирование - для украинского языка во всех сферах общественной жизни, использование - для языков национальных меньшинств. То есть закон Колесниченко-Кивалова просто не может и не мог бы называться "Об основах государственной языковой политики". Они определены основным законом Украины - Конституцией.

Однако именно так он называется и именно им теперь предлагают определять функционирование языков в стране...

- В принципе не может существовать никакого закона, который бы подтверждал или опровергал статус украинского - это конституционное положение. Так же, как нельзя писать закон об основах осуществления президентом своих функций, о принципах Конституционного Суда, или о принципах Верховной Рады - это закреплено в Конституции, абсолютно и без исключения. Мы так скоро доживемся к тому, что два депутата сомнительного поведения предложат закон о принципах внутренней и внешней политики государства.

Но за двадцать с лишним лет независимости и президент, и парламент неоднократно обращались к языковому вопросу, поэтому, возможно, все-таки нужны законы или толкование?

- Языковой вопрос всегда становился предметом спекуляций перед каждыми очередными выборами. Коммунисты, Партия регионов долго на этом играли, мол, Восток и Юг Украины просто вопит и не может дождаться, пока дадут статус государственного языка русскому. Не надо хлеба - дайте закон о языке. А растолковал уже давно Конституционный Суд.

Это когда в судах пытались ввести русский язык?

- Напомню решение Конституционного суда от 14 декабря 1999 года. Это три года назад, как приняли Конституцию. Суд еще был государственным, а не правовым отделом Администрации президента или Кабмина. Он совершенно на основании статьи 10-й Конституции дал толкование, что под государственным языком понимается язык, которому государством предоставлен правовой статус обязательного средства общения в публичных сферах общественной жизни, к которым относится и судопроизводство тоже. Тогда суд закрепил, что в судопроизводстве вовсе не может быть других языков, кроме украинского. Требовать иного языка в суде может гражданин, который является представителем национального меньшинства, не знает государственного языка и хочет давать показания на родном языке. Суд должен ему обеспечить переводчика. Но суд должен переходить на язык национального меньшинства. Потому что как быть судьи в Черновицкой, или Одесской области, где проживает 5-7 национальностей, учить все языки?

Но сейчас русский язык как второй язык в суде? На каких основаниях?

- Было второе решение Конституционного суда в апреле 2008го года. Там так же подтвердили статус украинского языка как единственного государственного. И решение Конституционного Суда, должен подчеркнуть, является неотъемлемой составляющей Конституции. Соответственно, если суд снова что-то толкует, он должен опираться на уже существующие решения. А вот уже в 2011 году, тот же суд, но через три года, утверждает, что русский как региональный в судопроизводстве использовать - конституционно. Тогда Верховная Рада приняла закон от 7 июля 2010 года, где вводит региональный язык судопроизводства. Это говорит только о том, что Конституционный Суд стал правовым филиалом Банковой. Грош цена такому суду. Но на это решение есть прекрасное отдельное мнение судьи Конституционного Суда Дмитрия Лилака. Он утверждает, что мы должны пользоваться нормами, принятыми судом в 2008-м и 1999-м годах, - никаких региональных языков.

Откуда взялось вообще понятие "региональный язык"? До этого мы говорили о государственном языке и языках национальных меньшинств?

- В 2005-2007-х годах начался так называемый языковой парад: областные и районные советы начали внедрять региональные языки. Суды общей юрисдикции отменили те решения, ибо понятие "региональный язык" не правовое в Украине. Авторы "языкового" законопроекта ссылаются на Европейскую хартию языков. Она различает следующие языковые категории: региональный язык, язык национальных меньшинств, нетерриториальный язык и официальный язык. Каждое государство, ратифицирует хартию, принимает для себя и определяет те языки, которые применяются в стране.

Украина же для себя при ратификации Хартии определила языки национальных меньшинств?

- И не определяла региональные. Региональные языки могут быть в государствах, где есть бывшие регионы других государств, целые етнотеритории. В Украине ведь 77% украинцев, у нас могут быть языки национальных меньшинств, а не региональные. В Конституции Украины ни одного упоминания о региональных языках нет. Поэтому если сегодня законом принимается решение о региональном языке в Украине - это значит, что они конституциируют второй государственный в обход Конституции.

Так какая судьба "языкового" закона?

- Никаких внеочередных сессий по языковому вопросу оппозиция не признает. Если предстоит внеочередная сессия, должен быть определен и обнародован порядок дня. Если только там будет написано вопрос о языке - майдан под Украинским домом будет больше, чем сейчас, и решительнее настроен.

Готовы ли вы рассматривать "языковой" законопроект вообще?

- Если говорить не как политик, а как юрист, я стою и настаиваю на том, что закон об основах государственной языковой политики не может существовать вообще. Разве что закон о применении языков национальных меньшинств. Такой закон мы будем читать, рассматривать, вносить поправки, обсуждать. Применение и функционирование государственного языка определено в Конституции. Если закон, предлагаемый "регионалами", действительно заботился б о правах языков национальных меньшинств и языков, находящихся на грани исчезновения, то Джемилев, как представитель крымских татар, однозначно бы его поддержал.

Сейчас вы читаете новость «"У нас могут быть языки национальных меньшинств, а не региональные", - нардеп». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

91

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 8759
Голосование "Умная милитаризация" от Минобороны
  • Госслужащих нужно брать на работу только после военной подготовки
  • Это должно быть одним из требований и для баллотирования в органы местного самоуправления, парламент и суды
  • Для госслужащих военная подготовка не должна быть обязательной
  • Мне все равно
Просмотреть