суббота, 02 января 2016 20:48

"Президент Порошенко является самым слабым звеном в конструкции украинской власти" - политолог

Автор: Gazeta.ua
  Михаил Басараб
Михаил Басараб

Политолог Михаил Басараб считает, что внутриполитический конфликт в украинской власти в прошлом году был спровоцирован подписанием минских договоренностей. Об этом он заявил в интервью для Gazeta.ua.

Основной отправной точкой 2015 были так называемые "Минские договоренности", подписанные президентом Украины еще в феврале, - говорит специалист. - Само подписание ничтожных и недееспособных договоренностей обусловило конфликтность внутренней политики на протяжении прошлого года. Когда Петр Порошенко согласился на предложенный Москвой план урегулирования ситуации в Донбассе, это вызвало жесткую критику в украинском обществе. Изменения в Конституцию по децентрализации были частью этого плана. Наибольшие споры велись вокруг пункта 18 Переходных положений, который предусматривал особенности местного самоуправления для отдельных районов Донецкой и Луганской областей.

Когда президент предлагал реализовать этот пункт минских договоренностей, на Донбассе шли ожесточенные бои. Принятие изменений в Конституцию в первом чтении 31 августа стало кульминацией горячего спора между президентом и обществом. В тот день от взрыва гранаты под стенами парламента погибли нацгвардийци.
Затем глава государства решил выйти из тупика и попытался перевести основной вектор недовольства на правительство и премьера. То, что президент был одним из инициаторов и вдохновителей унтиурядовои кампании, у меня нет никаких сомнений. Достаточно вспомнить публичные заявления политиков из ближайшего окружения Порошенко. Скажем, Юрия Луценко и многих других народных депутатов из фракции БПП. Порошенко не смог скрыть своего удовлетворения, когда якобы осуждал поступок Барны. Президенту явно нравилось то, что происходило накануне 11 декабря, и в день отчета Яценюка.

Зачем это было сделано?

Переводя вектор общественного недовольства на правительство, президент преследовал несколько целей. Во-первых, отвел от себя основной фокус общественного недовольства, вызванного Минскими договоренностями. Во-вторых, стремится сформировать новое правительство во главе со своим премьером. К концу лета Порошенко вошел в острую публичную конфронтацию с патриотической частью общества. Выступление на Майдане 24 августа, события под стенами Верховной Рады 31 августа... Стало очевидно, что президенту следует отвести от себя внимание недовольного общества.
Сразу после завершения местных выборов началась массированная антиправительственная кампания. Все, кто еще недавно атаковал президента за Минские договоренности, теперь начали приобретать электоральные баллы на критике Кабмина. Саакашвили сыграл роль дополнительного катализатора процесса. Активизировались агенты российского влияния. В том числе и украинские средства массовой информации, которые связывают с Кремлем. Они начали активно культивировать конфликт в коридорах украинской власти. Считаю, что Путин воспользовался обстоятельствами и перешел к следующему этапу войны, расшатывая Украины изнутри.

Кроме Донбасса есть еще одна незаживающая рана - Крым. Почему власть прибегла к блокаде полуострова, а общество?

Гражданская блокада аннексированной автономии также стала следствием чрезмерной уступчивости украинской дипломатии перед Кремлем. Противодействие агрессору, защита границ и конституционного строя - это сфера компетенции президента. Основные рычаги находятся в руках Порошенко. Именно его считаю слабым звеном украинской власти в 2015 году. Президент часто пытался отсидеться в стороне, не торопился. Как, к примеру, в вопросе санкций. Правительство подготовило санкционный список еще в сентябре 2014 года. Президент ввел его только в марте 2015-го. Порошенко не стал символом борьбы Украины против оккупанта. В таких обстоятельствах общественность часто берет инициативу в свои руки. Так произошло и в случае гражданской блокады Крыма.

Поскольку у нас во власти конфликт, то стоит ли нам ожидать в этом году досрочных парламентских или президентских выборов?

Это якобы витает в воздухе. Вероятность досрочных парламентских выборов достаточно высока. Именно из-за обострения отношений внутри коалиции, а также между президентом и правительством. Выборы должны стать логическим следствием отставки правительства и распада коалиции. Однако досрочными парламентскими выборами скорее всего не закончится. Результаты социологических опросов свидетельствуют, что в новом парламенте возрастет количество радикалов и популистов, а также увеличится фракция Опоблока. Вследствие досрочных парламентских выборов президент получит значительно менее послушную Верховную Раду. С такой Радой неизбежно встанет вопрос и досрочных выборов президента.

Какие последствия это будет иметь для государства?

И те, и другие выборы будут сопровождаться общественными протестами, ростом радикальных и протестных настроений. Сегодня очень много желающих менять Конституцию, переучредить государство, произносятся другие опасные идеи. Мы в полушаге от хаоса. Путин и его агентура не спят. Поэтому последствия досрочных выборов и массового недовольства, которое их будет сопровождать, могут быть непредсказуемыми. Сейчас государство нуждается в сильных и ответственных руководителях.

Общество раздражают не только несогласия во власти, а прежде всего экономическая ситуация, рост цен и тарифов.

Пока граждане лично не чувствовать заметных положительных сдвигов, общество будет сверхчувствительным к внутриполитическим конфликтам. Они налагаются на протестные настроения. Все это актуализирует кризисные сценарии. Что касается деятельности правительства, то это отдельный разговор. Из-за внешней агрессии Украина потеряла пятую часть экономического потенциала. 20 процентов государственного бюджета идет на обслуживание войны. О необходимости повышения цен на газ до рыночных говорили десятилетиями, но никто этого не делал. Газ по рыночным ценам не мог понравиться людям. Впрочем, правительство применило компенсаторный механизм - субсидии. В конце-концов тарифный Майдан, которым пугали Тимошенко и Ляшко, не состоялся. Потому программа субсидий заработала. Зарплаты и пенсии хотя не успевают за темпом инфляции, но выплачиваются вовремя. Украина наконец избавилась от газового шантажа со стороны России. С этого надо было начинать в начале нашей независимости. Началась действие зоны свободной торговли с ЕС, мы значительно меньше зависим от российского рынке, заработает безвизовый режим с Европой. В общем, ситуация в экономике нормальная, как для воюющего государства. МВФ и другие кредиторы предложат ощутимую финансовую подушку на 2016 год.

У нас еще есть такие большие проблемы как коррупция и судейский произвол. Как их решить?

Расследование коррупционных преступлений и наказания коррупционеров - это тоже сфера компетенции президента, у которого более чем достаточно инструментов, чтобы приступить к решению этой системной проблемы. Эту функцию должны выполнить Генпрокуратура, СБУ, Национальное антикоррупционное бюро, антикоррупционная прокуратура. Политический импульс правоохранительной машине также должен задать президент. В 2015 году не началось масштабное наступление на коррупцию. И это также персональный провал главы государства. Даже старая система судопроизводства не станет преградой, если на это будет воля президента.

Сейчас вы читаете новость «"Президент Порошенко является самым слабым звеном в конструкции украинской власти" - политолог». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

9

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 8759
Голосование "Умная милитаризация" от Минобороны
  • Госслужащих нужно брать на работу только после военной подготовки
  • Это должно быть одним из требований и для баллотирования в органы местного самоуправления, парламент и суды
  • Для госслужащих военная подготовка не должна быть обязательной
  • Мне все равно
Просмотреть