О возможности социального бунта, сепаратизме в государственных органах и нужных реформах в интервью Gazeta.ua рассказал 27-летний Юлиан Матвийчук, бывший боец "Азова", председатель Полтавского городского центра "Свободы", депутат горсовета.
Из-за повышения цен, низких зарплат, малой эффективности реформ в декабре может произойти социальный взрыв, говорят эксперты. У вас есть ощущение, что такой риск существует?
- Нет. У людей нет сил. Народ еще не оправился от последнего Майдана. Сейчас большинство думает: зачем нам еще один? Что дал предварительный? Ключевые решения принимают олигархи, люди стали жить еще труднее.
Чтобы делать новую революцию, надо чтобы перестали болеть старые поражения. На это уйдет лет восемь.
Могут взбунтоваться военные?
- Свой ресурс они полностью использовали на войне. Многие добровольцы на мирной территории должны адаптироваться, подлечиться. Оформляют выплаты, выбивают земельные участки.
На войне остались контрактники, получающие неплохую зарплату. Вряд ли они решатся. Если бунт до сих пор не организовали добровольцы, сейчас этого никто не сделает.
- То, что средний класс не влияет на ход событий. Средний класс - люди независимые, умеющие заработать и имеющие свое мнение. А у нас страной управляют 5 процентов - это олигархи, которые разделили сектора правления.
Со средним классом надо говорить и объединять его - через бизнес-школы, конференции, обмен опытом с другими странами. Они должны заходить в государственные органы, советы. Не бояться менять расписания и гнать олигархов.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Россия всегда будет стремиться поглотить Украину"
Какие нужны реформы?
- Самая первая - образовательная. Надо уже сейчас растить детей, которые в будущем будут реформировать страну. Нам бы подошел финский образец образовательной реформы. Там детям дали свободу выбора в обучении и поведении. Не имеют домашних заданий, ученик сам выбирает - стоять ему на уроке или сидеть. Обучение - платное. Образовательные учреждения полностью себя обеспечивают, у преподавателей высокие зарплаты. Это уменьшает коррупцию.
У нас же деньги ходят по кругу. Родители платят налог в госбюджет, затем Нацбанк спускает деньги через казну на управление образования. После такого пути в школу приходит мелочь. И родители снова вынуждены трясти карманы.
Дальше - реформа судов. Ребенок после образовательной реформы должен рассчитывать, что в случае обращения в суд - получит справедливость. В противном случае просто свалит из страны. Надо, чтобы в судебную систему пришла молодежь без готовых коррупционных схем.
Надо немедленно что-то делать с СБУ. Сейчас там большие проблемы с финансированием, кадрами. Едва успевают заниматься экономическими преступлениями. У них забрали и полномочия - не могут зайти с проверкой на частное предприятие. Для этого надо собрать кучу доказательств и получить решение суда.
Контрразведка СБУ на войне почти не работает. Потому что не хватает людей. А могли бы помогать - заниматься проукраинской пропагандой на захваченных территориях.
Также реформировал бы армию. Если человек отслужил - не стоит отнимать у него оружие и форму. Дать право держать ее дома. Так делают в Швейцарии. В случае вторжения врага армия увеличивается в разы. Это экономит время.
Лет через десять в Украине должны быть выборные судьи, в районах - шерифы.
Какие видите положительные сдвиги в стране?
- Выделю два момента. Первый - децентрализация дала увеличение местных бюджетов. Второй - с новой полицией приятнее говорить, чем с гаишниками.
Видите Украину в Евросоюзе?
- Сотрудничество с Евросоюзом поможет наладить экономические связи со многими государствами. Тогда перетащим на себя центр европейской торговли.
В долговечность самого Евросоюза верю мало. Европа была величественной, когда каждая страна была отдельно. Тогда они конкурировали между собой в военных операциях и в распространении ментальности на весь мир. Это порождало прогресс. Сейчас страны ЕС стали слишком демократичными, особенно по отношению к оппонентам. Мол, отдадим все, только бы не война.
На какой стадии, по вашему мнению, война с Россией?
- На нулевой. Раньше не было оружия и техники, но был боевой дух. Сейчас наоборот. Солдат, не имеющий цели, деградирует.
В стране нет единой государственной позиции по войне. Виновный президент со своей слабостью в политике. Я общался с послами от Порошенко. Жаловались, что приезжают на встречи в Америку или Европу - и не имеют своей позиции. Президент им не дает установок. Должны только слушать и делать, что им скажут международные политики. Только бы дали очередной кредит.
Минские соглашения себя исчерпали?
- Мягкость Минских соглашений нас не спасет. Надо действовать радикально и показывать силу. Только ее понимает Россия.
На Донбассе так же. Если ты слаб, хотя и прав - презирают. На западе и в центре по-другому - выйдут защищать, если слабый, но имеешь позицию. Так было со студентами на Майдане в ноябре 2013-го.
Два года назад с "Азовом" стояли на базе в Мариуполе. На КПП полезли сепары с оружием. Наши ребята нескольких поймали и избили в подвале. По городу пошли разговоры. Тогда люди начали приходить к нам, мол, молодцы, что проучили сепаратюг. Сносили продукты, поддерживали. Потому что поняли, если можем защитить себя, их - тоже.
Война дала нам сплоченность и первое добровольческое движение за время независимости.
Как вернуть Донбасс?
- Начать зачищать врага к границе, как было в 2014-м. Тогда правительству аплодировала вся Украина, потому что приказы были действовать на результат.
Как быть с людьми, что там остались?
- Им два года говорят - уезжайте и живите на мирной территории. Был выбор. А сейчас должны понимать риски - в случае активизации военных действий, они пострадают в любом случае.
Хорошо, что большинство людей таки переселились. Их дети будут мыслить в проукраинском направлении.
Что делать с Крымом?
- СБУ должна заниматься пропагандой на полуострове. Хотя бы распространять листовки, газеты. Давать сигнал, что Украина своих не забывает. Если не уделять этому внимание, люди останутся с тем, кто с ними говорит.
Еще один вариант - Крым может вернуться, когда Путина заменит другой президент. Россия однозначно станет слабее. Украина может переманить крымчан.
Комментарии