Ексклюзивы
пятница, 21 ноября 2014 08:55

"Через полгода, возможно, будем выбирать нового президента" - Гайдай

 

К политтехнологу 49-летнему Сергею Гайдаю поднимаемся на лифте на шестой этаж его офиса в центре Киева. На стенках нацарапано "Крым - Украина", на английском "Нет - войне". За зеркало запихнули рекламу старинных персидских ковров.

- Только что закончил писать блог, где пытаюсь разобраться в теме гражданской ответственности, - рассказывает Гайдай на русском. Садится за стол в кабинете с доской. На полстены - три фото выпечки в рамках. - На внеочередных выборах многие голосовали за "Народный фронт", чтобы не дать Порошенко полноту власти. А конкурентом ему мог быть только Яценюк со своей партиею. Гражданин решил, что сейчас это ему выгодно. Это и стало главной интригой выборов. А самая большая ошибка Порошенко - участие в парламентских выборах.

Не надо было создавать "Блок Петра Порошенко"?

- Не должна была появиться такая политсила. Президент отвечает за внешнюю безопасность страны, международные отношения, является гарантом свобод. Ему нечего делать в своих сферах? Зачем играть в партию, которой на самом деле не существует и которую собрали наскоро?

Разве "Народный фронт" слепили не так же в последний момент?

- Эта партия действовала правильно. Сказали, что идут на выборы, чтобы попасть в парламент и избрать своего премьера. А президенту и без правительства есть что реформировать.

Порошенко должен был заявить: выбирайте новый парламент без меня. Он сформирует правительство, а дальше договоримся о распределении полномочий, в том числе и в реформировании страны. Если не будет понимания, можно распустить парламент и снова выбирать.

Как без большинства в Верховной Раде проводить реформы?

- У президента достаточно полномочий, чтобы делать преобразования в своих направлениях. Когда Порошенко получил более 54 процентов голосов в первом туре и был фактически единственной легитимной властью в стране, должен был заморозить выборные процессы на два года. Объявить прямое президентское правление. За это время: сформировать новый Кабинет Министров, реформировать командой технократов органы власти, изменить законодательство. Потому что на данный момент Верховную Раду избирают по дебильному закона с мажоритаркой. Поэтому туда и попали такие одиозные фигуры, как Звягильский, Довгий, Литвин. Порошенко показал, что борется за всю полноту власти в стране. Вместо того чтобы сказать: у нас парламентско-президентская республика, где главные полномочия - у премьера, а мне есть чем заняться.

Такой вариант Порошенко рассматривал?

- В кулуарах эксперты это обсуждали. Я принимал участие в кампании "Народного фронта", который воспользовался этим слабым местом президента. Именно они не лукавили. Говорили: сформировали команду, чтобы иметь своего премьера, быть стержнем коалиции и проводить реформы.

Яценюк уже девять месяцев в кресле премьера. Почему не начал реформы?

- Не хочу выступать адвокатом "Народного фронта". Но это сила, где меньше всего популизма. Поэтому и выиграли выборы. Яценюк единственный говорил "нет". Все остальные обещали: сделаем, выполним.

Яценюк хорошо говорит, разбирается в процессах, но не видно действий.

- Украине нужно радикально изменить политическую систему. Однако нет команды, способной на это. Надо взять чистый лист, отложить старые схемы и сказать, какая у нас должна быть власть. И принять такие решения.

Парламент должен быть двухпалатный. Палата, которая будет писать законы, должна быть максимум из сотни людей. Их надо отбирать по жесткому партийному принципу. А интересы территорий должны представлять депутаты в верхней палате. Старая Верховная Рада исчезает, появляется новая.

Политики понимают, что нужно двигаться в этом направлении?

- Нет. Потому что тогда разрушится все, к чему они привыкли. Нужен реформатор. С одной стороны, он должен в совершенстве знать нынешнюю систему, которую нужно демонтировать. С другой - иметь достаточную силу и харизму для создания другой, эффективной. Покойный грузинский реформатор Каха Бендукидзе говорил, что для радикальных изменений нужны трое. Первый - это политическая крыша, человек, объясняющий обществу, что меняем и зачем. Многим это не нравится. Что такое реформировать Министерство внутренних дел? Это оставить без работы 300 тысяч человек. Еще и с запретом 10 лет работать в правоохранительной системе.

Как они могут среагировать?

- Некоторые считают, что будут воевать с государством. Нет. Чтобы на это идти, нужно иметь страсть. У нас система выбрала совсем других людей. У них есть тяга к деньгам, коррупционным схемам. В Грузии уволенные не воевали.

Говорят, мы – значительно большая страна. Это слабый аргумент тех, кто не хочет ничего делать. Когда такое сказали Бендукидзе, он ответил: "Вы забываете, что в Грузии не было никаких ресурсов. А у вас - богатая страна, которая может себе позволить серьезные изменения. У вас устойчивей экономика".

Вторым для реформ должен быть человек, который знает, что делать и понимает - как. Таким был Бендукидзе. Третий - сажает. Он заплатит дороже других, потому что потом посадят его. В Грузии правоохранительную систему реформировала молодая женщина. Она была смелой, очень четко работала. Сейчас сидит по сфабрикованному делу.

В Украине есть такие люди?

- Возможно, придут позже. Наша революция напоминает Великую французскую. После нее элита сама себя "поедала" - рубили головы на гильотине в течение 20 лет. Пока не пришел Наполеон Бонапарт. Мы его помним по войной с Россиею в 1812 году. Но главное - он создал первый проект единой Европы. Все его войны были направлены на объединение. Наполеон понимал, что республиканская Франция не выживет в монархическом окружении. Он подарил Европе Гражданский кодекс, которым она до сих пор пользуется. Это был переход к совершенно иным жизненным правилам.

Когда у нас появится свой Наполеон - неизвестно. Тот пришел с фронта. Надеюсь, у нас тоже так будет. Лучшие политики являются выходцами из военной среды. Потому что у них нет понятия собственной корысти. Они знают, что такое государственные интересы и служба, они готовы терять жизни. Шарон (премьер-министр Израиля. - "ГПУ"), де Голль (президент Франции. - "ГПУ"), Ататюрк (первый президент Турции. - "ГПУ"), Маннергейм (президент Финляндии. - "ГПУ") были в подобной украинской ситуации: молодое государство или такое, что находится на стыке истории, когда необходимо проводить реформы.

Присутствие комбатов в новом парламенте задаст тон позитивным изменениям?

- Это - логичнее, чем присутствие певцов и спортсменов, как было раньше. Но нынешняя Рада, как и весь политикум, - временное явление. Ротация власти - дай Бог, без крови - будет еще не раз. Такое происходит, когда общество попадает в кризисную ситуацию, ищет новую элиту. В свое время нас удивляли бесконечные отставки правительства и выборы в Италии. Но когда организм болеет, надо ускорить обмен веществ. Для этого рекомендуют как можно больше пить, ходить в баню. Так же и здесь. Нужно как можно чаще менять власть. Тогда станут появляться все новые фигуры, которые будут все адекватнее. Чем чаще будут проходить выборы, тем быстрее построим государство.

Сейчас у политиков короткие сроки. Через полгода, возможно, будем выбирать нового президента. Первые шесть месяцев он уже отбыл и показал, на что способен. Верховная Рада может продержаться год.

Яценюк останется на посту премьера?

- Он и его команда больше всех соответствуют требованиям нынешней ситуации. Но возможен вариант, что Яценюк не станет премьером. Порошенко может получить все рычаги власти. Это будет губительное решение для президента. Он уже обвалил свой рейтинг вдвое.

С Яценюком это также может произойти быстро?

- Сегодня на органах власти, в частности Кабмине и Верховной Раде, горит надпись Майдана: "Каждый, кто сюда заходит, лишний раз подумай: стоит ли тебе этим заниматься?" Яценюк в такой же опасности, как и остальные.

Два месяца на последних парламентских выборах Сергий Гайдай работал с партиею "Народный фронт".

Служил в Афганистане

Сергей Гайдай родился в Киеве. Учился в Одесском мореходном училище по специальности "судноуправление". Впоследствии поступил в местный экологический университета. Служил в Афганистане.

С конца 1990-х специализируется на политтехнологиях. Провел более 50 избирательных и политических кампаний. Сотрудничал с Леонидом Кучмой, Виктором Ющенко, Анатолием Кинахом, Валерием Хорошковским, Петром Порошенко, Николаем Катеринчуком, российской оппозиционеркой Ириной Хакамадой.

С женой Ниной воспитывают сыновей Антона и Даниила. Любит ходить в горы и фотографировать.

Сейчас вы читаете новость «"Через полгода, возможно, будем выбирать нового президента" - Гайдай». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

11

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть