Около главного корпуса Донецкого национального университета в воскресенье собираются 35 мужчин с национальными флагами и стягами партии "Свобода". Некоторые закрывают лица шарфами. 29 января они планируют торжественным ходом почтить память студентов, погибших в бою у железнодорожной станции поселка Круты в 1918 году.
— А ну-ка разбежались отсюда быстренько, пока не поздно. Я покажу тебя героя! — к "свободовцам" подходит мужчина лет 40 в вязаной шапке, натянутой на глаза. С ним — еще четверо. — Вот эти ребята в форме вам не помогут, — показывает на милиционеров. Мужчины видят, что их фотографируют. Один бьет ногой по фотоаппарату. Стражи порядка молча оттесняют неизвестных в сторону.
— Это мирная акция, она разрешена, — объясняет мужчинам 35-летний Максим Ровинский, председатель управления связей с общественностью горсовета.
Те матерятся. Рядом четверо представителей партии "Русский блок". Еще около 20 крепких мужчин наблюдают за "свободовцами" с противоположной стороны улицы. К месту начала хода подтягиваются 10 милиционеров с резиновыми палками.
— Украина превыше всего! Герои не умирают, умирают враги! Донбасс принадлежит Украине! — колонна участников акции начинает двигаться по просп. Гурова.
— Долой бандеровскую сволочь! Донбасс — русская земля! Чемодан, вокзал, Львов! — кричит председатель донецкой организации "Русский блок" 32-летний Кирилл Рыбаков. Он идет позади колонны с единомышленниками.
К лидеру донецких "свободовцев" Артуру Шевцову подбегает мужчина и выбивает из рук мегафон. Тот падает и разбивается.
Еще трое мужчин набрасываются на журналистов, которые снимают нападение. У одного из журналистов выбивают телефон. Другого бьют кулаком в челюсть. Среди нападающих — двое членов организации афганцев "Никто кроме нас". Драка продолжается минуту. Милиционеры заламывают руки ее участникам. Четверых ведут в райотдел милиции. Трое из них — члены "Свободы". Их отпускают. На четвертого составляют админпротокол.
Ход продолжается по ул. Артема. Со всех сторон "свободовцев" окружают противники мероприятия. Их отделяют "беркутовцы". Около памятника Шевченко поют государственный гимн.
В 19.17 на пл. Рынок во Львове собирается около тысячи молодых людей в лыжных шапках и масках. Выстраиваются в колонну по пятеро. Впереди разворачивают баннер "За мертвых, живых и нерожденных". Те, кто стоит по бокам, держат красно-черные флаги и черные стяги с белой эмблемой, похожей на трезубец.
— А шо то за флаги у вас? — подходит к ним Галина Остапивец, 61 год. — Вот красно-черные, знаю. Наши, патриотические. А те чьи?
— То тоже наши, националистические, — говорит парень в бело-зеленой шапке. — Флаги организатора — общественной организации "Автономное сопротивление".
В 19.30 должен начаться ход. Люди в колонне топчутся. Кое-кто начинает бегать, чтобы согреться.
— Ну, блин, начинали бы уже, — говорит Петр Юзькив, 20 лет, студент географического факультета университета им. Франко. — Мороз такой, что кожа трескается. Не лето и не Мальдивы.
Несколько мужчин становятся в круг. Курят.
— Слышали, как сегодня на Крутах все пиарились, — говорит предприниматель Андрей Сикорик, 42 года. — И Янукович, и Ющ, и даже Юля. Все один впереди другого со своими заявлениями поперлись. Я уже никому из них не верю. Они бы только в карман себе пихали. Надо за "Свободу" голосовать. То патриоты.
— Ты в голову раненый? — отвечает ему мужчина в черной болоньевой куртке и в синей шапке. — Тебе "Свободы" во Львове мало? Цирк здесь творит. То каких-то рокеров сатанистами обзывают, то еще им что-то неугодно. А, чтобы реальные дела делать, так им ума не хватает. Предатели такие же, как и "регионалы".
Привозят около тысячи факелов. Просят людей заплатить, кто сколько может. Самое малое — 2 грн. На палку намотанные пропитанные бензином лохмотья. Люди дают по 5, 10 грн. Зажигают их, идут по улицам с возгласами: "Круты! Круты! Вас не забыть!", "Шухевич, Бандера — герои Украины!", "Украина! Молодежь! Революция!", "Слава Украине! Слава нации!"
— Это дебилы, нечем им заняться, — говорит один из милиционеров, охраняющих колонну. — Задолбали со своим Бандерой.
Около памятника Степану Бандере организуют вече. Опять зажигают факелы и несколько фаеров. После выступления депутата горсовета "свободовца" Юрия Михальчишина поют государственный гимн.
— Не выбрасывайте только палки от факелов, — просит в громкоговоритель один из организаторов. — Они нам для следующего года пригодятся.
Люди гасят огонь в снегу.
— Классно так прошлись, — говорит один мужчина другому. — Я бы вообще сейчас с автоматом в ту верховную "зраду" заскочил и всех положил. Нельзя так больше жить, пора какую-то революцию делать. Поскорее бы люди на это созрели.
Комментарии
186